GeForce 2 GTS (Canopus Spectra 8400) [BOX]

Видеокарта GeForce 2 GTS (GigaTexel Shading) была представлена компанией Nvidia 26 апреля 2000 года и по сравнению с GeForce 256 и RIVA TNT2 принесла множество качественных улучшений в механизмы обработки текстур. Её сердцем стал чип NV15, содержащий 25 млн. транзисторов. И хотя количество пиксельных конвейеров у него не увеличилось по сравнению с NV10, за счёт перехода на более тонкий 180-нм техпроцесс частоту ядра удалось поднять до 200 МГц, что вылилось в существенную прибавку к производительности.

 

 

Сам чипсет был специально оптимизирован для выполнения операций мультитекстурирования, смешивания текстур и рельефного текстурирования (бамп-мэппинга). Для этого в его составе появился блок Shading Rasterizer (NSR), позволяющий программировать различные текстурные эффекты при помощи специального API Pixel Shader. Кроме того, скорость заполнения сцены возросла до 1,7 ГигаТекселей в секунду, что нашло отражение в суффиксе GTS в названии.

 

 

Spectra 8400 – это нереференсная модификация GeForce 2 GTS, выпущенная японской компанией Canopus 15 мая 2000 года. Печатная плата Spectra 8400 сильно отличается от референсной, но в то же время в значительной степени повторяет плату модели Spectra 7400 DDR (GeForce 256) и заимствует у неё все фирменные технологии Canopus.

Коробка по традиции выполнена в тёмно-зелёной цветовой гамме и с лицевой стороны украшена космическим фоном. Если у Spectra 5400 R2 это было странного вида созвездие с молниями, то тут пользователя встречает планета Земля. Крупные жёлтые буквы обозначают индекс видеокарты, а в левом нижнем углу приводится её небольшое фото. Вообще число 8400 присутствует на каждой грани коробки, наверное, чтобы пользователь не забыл, какую карту держит в руках.

 

 

С обратной стороны коробки есть ещё одно фото, уже более детальное. На нём сносками отмечены главные особенности и преимущества Spectra 8400 по сравнению с модификациями GeForce 2 GTS от конкурентов. Но о них ниже. В правой части приведён перечень доступных аксессуаров для видеокарт линейки Spectra. В их числе съёмная плата видеовывода SSH типа B с разъёмами BNC, кабель BNC и комплект из видеодекодера VideoPort 600A и передней панели 5.25″ с выведенными «колокольчиками». К сожалению, вся информация здесь на японском языке, поскольку Spectra 8400 продавалась исключительно на местном рынке.

 

 

Комплект поставки в основном наполнен разного рода макулатурой. Из полезного здесь имеется разве что удлинитель питания MOLEX, хотя изначально он был вставлен в разъём на карте, о чём свидетельствует красная наклейка. Так что это скорее необходимость, нежели аксессуар. В остальном всё стандартно:

  • руководство пользователя;
  • руководство по установке (универсальное для моделей 8400/8800);
  • диск с драйверами и ПО;
  • диск с бенчмарком SL Simulator;
  • конверт, где можно найти листок с перечнем поддерживаемых видеокартой разрешений и цветовых режимов и какие-то рекламные листовки на японском.

Разъём VGA подключается по шине SSH (Signal-Super-Highway), обеспечивающей фильтрацию аналогового сигнала и позволяющей пользователю менять конфигурацию задней панели по своему усмотрению. Рядом с SSH находятся два ряда RGB-джамперов двойной системы фильтрации (DFS). Наконец, в верхней части платы присутствуют уже знакомые штырьковые разъемы для подключения видеодекодера VP-600, совместимого со всеми видеокартами линейки Spectra.

 

 

Ещё одна уникальная особенность старших видеокарт Canopus, начиная со Spectra 7400, это использование раздельного питания для ГП и памяти. Так, разъём MOLEX на плате не является дополнительным, как у других AGP-видеокарт более поздних эпох. Напротив, именно через него карта получает основное питание для видеопамяти, системы охлаждения и, частично, графического процессора. Такая технология получила название APS (Advanced Power Supply). Она была придумана с целью разгрузить шину AGP от пропускания через себя больших токов.

 

 

Для питания ядра на плате установлены два N-канальных мосфета International Rectifier IRF7311, рассчитанных на напряжение 20 В и ток 6,6 А. Управляет формированием напряжения 5-битный многофазный ШИМ-контроллер National Semiconductor LM2639. В данном случае у него задействованы два канала из четырёх возможных. Система снабжения питанием памяти полагается на силовой мосфет IRL2203NS и 5-амперный управляющий регулятор LMS1585A с напряжением выключения 1.2 В.

В плане типа и объёма установленной памяти Spectra 8400 ничем не отличается от прошлой модели Spectra 7400 DDR. Здесь используются точно такие же микросхемы DDR SGRAM от Infineon с маркировкой HYB39D32322TQ-6 и корпусами LQFP100, однако их штатная частота в данном случае соответствует паспортной и составляет 166 (333) МГц. Объём в 32 МБ набран восемью чипами, по четыре с каждой стороны платы.

 

 

Система охлаждения AeroDynamic – очередная неизменная отличительная особенность видеокарт Canopus. Она также была полностью позаимствована у Spectra 7400 DDR. Квадратный радиатор со стороной 45 мм отлит из сплава магния с алюминием, а в его центре закреплён вентилятор UDQFSEH01 мощность 1,1 Вт. Производитель ответственно подошёл к вопросу фиксации кулера на своём месте и закрепил его на плате при помощи винтов с пружинами, гаек и изолирующих шайб, тогда как на подавляющем большинстве видеокарт того времени радиатор крепился всего-навсего парой пластиковых якорей.

 

 

После снятия радиатора обнаружились скудные следы оригинальной термопасты. Да уж, не внушает доверия. Кто-то явно хотел сэкономить на мелочах…

 

Результаты получены на процессоре AMD Phenom II X4 965

 

Главным конкурентом GeForce 2 GTS можно назвать ATI Radeon DDR, который был представлен 25 апреля 2000 года, то есть всего на день раньше GeForce. Тем не менее, Radeon с 32 МБ памяти стоил на $50 дороже ($329 против $279 за GTS) и на старте имел большие проблемы с качеством драйверов. Поэтому именно GeForce 2 GTS стала хитом своего времени в высокопроизводительном сегменте потребительской графики.

 

 

Характеристики Canopus Spectra 8400 (GeForce 2 GTS):

Чип NV15 A3
Техпроцесс 0,18 мкм
Шейдерные процессоры 4 пиксельных
Блоки текстурирования (TMU) 8
Блоки растровых операций (ROP) 4
Частота GPU 200 МГц
Частота RAM 166 (333) МГц DDR SGRAM
Объем памяти 32 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2.0 4x
Поддержка API DirectX 7.0 и OpenGL 1.2
Скорость текстурирования 800 Мпикс./сек
Скорость обработки геометрии 45 млн. треуг./сек

Скачать BIOS Spectra 8400