GeForce 6800 Ultra AGP (ASUS V9999Ultra)
Под именем GeForce 6800 Ultra скрываются сразу три модификации одной видеокарты. Первая из них, выполненная под шину AGP, была представлена 14 апреля 2004 года. Она получила флагманский чип NV40 и новейшую на тот момент память типа GDDR3. Позднее к оригинальной 6800 Ultra добавилась модель с шиной PCi-E, которая отличалась от нее используемым чипом с индексом NV45. Фактически, это был всё тот же NV40, однако на единой подложке с ним разместился коммутатор AGP-PCI-E. А почти через год вершину списка заняла модель с 512 МБ памяти, пришедшая в линейку GeForce прямиком из профессионального сегмента. От модели 6800 GT “ультры” отличаются более высокими базовыми частотами и крупной двухслотовой системой охлаждения.
В свое время GeForce 6800 редко встречались в России. Причина тому не столько в высокой стоимости (499$) и низком проценте выхода годных чипов, сколько в невозможности IBM (которая занималась контрактным производством по заказу Nvidia) выпускать их в достаточных объемах.
Данная видеокарта является полным референсом, хотя и брендирована компанией ASUS (модель V9999Ultra). Она построена на плате зеленого цвета, при этом бόльшая часть электронных компонентов вынесена на обратную сторону. С приходом новой архитектуры Curie и серии GeForce 6000 Nvidia решила отказаться от крышек-теплораспределителей и обнажила кристалл NV40. Для защиты его от сколов в процессе установке охлаждения, на подложку чипа приклеена металлическая рамка.
GeForce 6800 Ultra стала второй видеокартой от Nvidia, использующей память GDDR3 (первой была FX 5700 Ultra). Производитель установил на плату восемь микросхем Samsung K4J55323QF-GC16 общим объемом 256 МБ. Они выполнены в корпусах 144-ball FBGA и рассчитаны на работу при напряжении 2 В, что требует дополнительного охлаждения. Максимальная гарантируемая частота работы такой памяти – 600 МГц, но Nvidia в референсных картах ограничилась значением в 550 МГц.
Подсистема питания выполнена по схеме 3+2 фазы (для ГП и памяти соответственно). В качестве регуляторов напряжения на чипе здесь используются микросхемы Volterra VT1103S, а на памяти – Volterra VT233T. Управляет питанием ШИМ-контроллер VT1103M, расположенный с обратной стороны платы.
6800 Ultra потребляет около 105 Вт, так что для подачи дополнительного питания на правый торец платы выведены сразу два четырехконтактных разъема типа MOLEX (на версиях под шину PCI-E вместо них использовался один 6-контактный разъем). Видно, что производитель озаботился совместимостью со старыми системами, где шестиконтактного разъема может не быть вовсе. Однако стоит иметь в виду, что подключать дополнительное питание в данном случае следует от разных «косичек» проводов с БП, чтобы не перегружать единственный желтый провод +12 В.
Для рассеивания такого количества тепла потребовалась новая система охлаждения. На 6800 Ultra она имеет весьма нетипичную конструкцию. Кулер состоит из трех частей: относительно небольшого алюминиевого радиатора на ГП, пластикового кожуха с вмонтированным в него радиальным вентилятором и двойного радиатора для микросхем памяти. Первые ревизии микросхем памяти GDDR3 работали при напряжениях от 1.8 до 2.0 В, из-за чего ощутимо нагревались, так что дополнительное охлаждение было обязательным. Радиатор для памяти состоит из алюминиевой пластины с вмонтированной в нее тепловой трубкой. Нижняя грань пластины контактирует с микросхемами памяти через термопрокладки (белые «марлевые»), а верхняя грань содержит массив иголок для рассеивания тепла. Кроме того, справа к основанию припаяны алюминиевые ребра, через которые проходит воздушный поток от вентилятора. Подсистема питания накрыта собственным небольшим радиатором.
Результаты получены на процессоре AMD Phenom II x4 965
По производительности Radeon x800 XT опережала GeForce 6800 Ultra в играх с продвинутой геометрией и широким применением сложных пиксельных шейдеров (версии 2.0). Технология экономии пропускной способности памяти за счет отсечения перекрытых полигонов HyperZ HD также обеспечивала преимущество ATI в высоких разрешениях с применением сглаживания и анизотропной фильтрации. С другой стороны, Ultra брала реванш по скорости текстурирования. Кроме того, быстрая работа с буферами глубины (Z) и шаблонов (stencil) обеспечивала ей преимущество над конкурентом при расчетах динамических теней и в алгоритмах Z-буферизации. И, конечно, нельзя забывать о поддержке DirectX 9.0c и пиксельных шейдеров 3.0., которая отсутствовала у всей серии Radeon «x». Подробнее ознакомиться с результатами их противостояния можно в соответствующей статье из цикла «Проверка временем».
Характеристики GeForce 6800 Ultra AGP:
Чип | NV40 |
Техпроцесс | 130 нм |
Шейдерные процессоры | 16 пиксельных, 6 вершинных |
Блоки текстурирования (TMU) | 16 |
Блоки растровых операций (ROP) | 16 |
Частота GPU | 425 МГц |
Частота RAM | 550 (1100) МГц GDDR3 |
Объем памяти | 256 МБ |
Шина памяти | 256 бит |
Интерфейс | AGP 8x |
Поддержка API | DirectX 9.0c и OpenGL 2.1 |
Скорость текстурирования | 6,4 Гпикс./сек |
Скорость обработки геометрии | 600 млн. вершин/сек |