Aureal Semiconductor

Американская компания Aureal Semiconductor была основана 9 ноября 1995 года и фактически стала реинкарнацией обанкротившейся Media Vision Technology, которая в начале 90-х была известным производителем мультимедийных периферийных устройств. Основателем Aureal стал Кеннет Кокинакис, который занимал пост председателя компании все пять лет ее существования. Потребителю Aureal Semiconductor известна в основном благодаря звуковым картам на чипах Vortex и технологии пространственного звучания A3D.

Изначально технология трехмерного звучания Aureal 3D была разработана компанией Crystal River Engineering для проекта NASA по созданию виртуального рабочего окружения (Virtual Environment Workstation Project). Впоследствии Crystal River коммерциализировала свои наработки и выпустила несколько продуктов с поддержкой технологии пространственного позиционирования звука (Convolvotron и Acoustetron). Aureal приобрела Crystal River в мае 1996 года и переименовала технологию в A3D. Впоследствии она нашла поддержку в популярных бенчмарках 3DMark и многих играх конца 90-х годов, в числе которых Half-Life, Unreal, Quake 2 и 3, Jedi Knight и Sin.

Первый звуковой чип Vortex (AU8820) был представлен 14 июля 1997 года, а 6 августа 1998 года ему на смену пришел усовершенствованный чипсет Vortex 2 (AU8830). Ближе к концу своего существования Aureal выпустила бюджетный звуковой чип Vortex Advantage (AU8810), предназначавшийся в первую очередь для различных системных интеграторов.

В отличие от Creative, которая сама создавала аудио чипы и продавала звуковые карты на их основе под собственным брендом, Aureal полагалась на посредников, например компании Diamond Multimedia, Yamaha и Turtle Beach. Ситуация изменилась с релизом последнего продукта компании – звуковой карты Vortex 2 SuperQuad. Тем не менее, чтобы не поссориться с партнерами, Aureal решила не заниматься маркетингом и продвижением своего брендового продукта.

5 марта 1998 года Creative Labs подала в суд на Aureal за нарушение патентных прав. В свою очередь, Aureal выдвинула встречный иск, поскольку полагала, что это Creative была виновна в нарушении их патента. После многочисленных судебных разбирательств Aureal всё же выиграла дело в декабре 1999 года. С компании были сняты обвинения в нарушении патентов Creative, однако большие судебные издержки в ходе этих процессов сильно ударили по бюджету Aureal, в результате чего компания оказалась вынуждена объявить себя банкротом.

21 сентября 2000 года Creative приобрела активы Aureal за 32 миллиона долларов США. Сюда вошли все патенты, товарные знаки и прочая интеллектуальная собственность, включая и технологию A3D. Таким ходом Creative устранила фактически единственного крупного конкурента в сфере мультимедийного аудио для ПК. Также покупка Aureal исключила любые притязания к Creative по выплате прошлых или будущих роялти за продукты, в которых использовалась технология A3D.

Звуковые карты на чипах Aureal Semiconductor в коллекции: