RIVA TNT (Canopus Spectra 2500)

Впервые технологию WitchDoctor компания Canopus применила в своих видеокартах на базе чипсета RIVA128. Ее суть заключается во внутреннем соединении видеокарты RIVA128 с 3D-ускорителями Pure3D или Pure3D II для передачи сигнала в обход RAMDAC. Обычно при прохождении видеосигнала через ЦАП по внешнему кабелю часть информации теряется, в результате чего качество картинки на экране монитора может ухудшаться. Применив внутреннее соединение двух карт, инженеры Canopus отказались от использования внешнего пути сигнала через ЦАП, и в результате им удалось сохранить сигнал в цифровом виде. Такое небольшое изменение оказалось полезным при использовании мониторов с разрешениями от 1024×768 и выше.

 

 

Как видно на схеме, внешний VGA-кабель для Voodoo больше не нужен –вместо него используется внутренний шлейф с коннекторами 14-pin F/F IDC. Вдобавок такое решение является гораздо более компактным.

С появлением 15 июня 1998 года чипа Nvidia NV4, Canopus взялась за разработку новой линейки видеокарт Spectra. Первым представителем этого семейства стала модель Spectra 2500, которая была выпущена в продажу в декабре 1998 года. Эта карта еще не успела получить все те фирменные технологии, которыми известны более поздние Spectra, однако она стала продолжателем концепции WitchDoctor и позволила не только объединить в одной системе два мощных графических ускорителя главных рыночных конкурентов, но и обеспечить высокое качество сигнала при использовании мониторов или телевизоров с большим разрешением.

 

 

Чип NV4 содержит 7 миллионов транзисторов и соответствует спецификациям стандарта DirectX 6.0. Как и его предшественник, NV4 оснащен 128-битной шиной памяти, но объем самой памяти в видеокартах поколения TNT вырос до 16 МБ. Также NV4 поддерживает 32-битный цвет, что на то время выставлялось как основное преимущество над Voodoo2, может применять анизотропную фильтрацию и использовать мультитекстурирование (что и отражено в названии TNT – TwiN Texel).

 

 

Печатная плата Spectra 2500 довольно необычна за счет своеобразного «горба», на котором расположены разъемы для подключения внешних модульных видеодекодеров. Поскольку компания Canopus специализировалась в первую очередь на производстве аппаратного обеспечения для работы с ТВ и видеосигналом, нет ничего удивительного в том, что помимо классического VGA на плате также размещены разъемы S-Video и RCA для композитного видео. За преобразование сигнала VGA в формат NTSC/PAL отвечает декодер Chrontel CH7002D-V. Он поддерживает входное разрешение до 800×600 пикселей, обеспечивает фильтрацию помех и умеет применять масштабирование.

 

 

Память SDRAM общим объемом в 16 МБ набрана восемью микросхемами Hyundai с маркировкой HY57V161610CLTC-10S. Они выполнены в корпусах 50-pin TSOP II и имеют организацию вида (2 банка x 512K x 16 бит). Данная память рассчитана на работу с частотой 100 МГц при напряжении 3.3 В, которое подается напрямую со слота AGP. У Spectra 2500 частота памяти несколько выше номинальной и составляет 110 МГц, что соответствует моделям RIVA TNT, оснащенным более быстрой памятью SGRAM.

 

 

Для охлаждения чипа NV4 Canopus применила свой фирменный кулер с 35-мм вентилятором на гидродинамических подшипниках. Радиатор отлит из алюминиевого сплава и установлен на процессор под углом в 45°, что можно назвать еще одной отличительной особенностью карт Spectra 2500 и Spectra 3200.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1,4 ГГц

 

По производительности Spectra 2500 соответствует модификациям RIVA TNT с памятью SGRAM, а также успешно конкурирует с Voodoo2 и Matrox G200. Spectra 2500 в комплекте с кабелем для сквозного соединения с Voodoo2 и набором фирменных утилит Canopus Quick Control и Application Launcher предлагалась за $199.

 

 

Характеристики Canopus Spectra 2500 (RIVA TNT):

Чип NV4
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 2 пиксельных
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 2
Частота GPU 90 МГц
Частота RAM 110 МГц SDR
Объем памяти 16 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2x
Поддержка API DirectX 6.0 и OpenGL 1.1
Скорость текстурирования 180 Мпикс./сек
Пропускная способность 5, 63 млн. вершин./с

Спасибо Алексею hard1k за предоставленную видеокарту Canopus Spectra 2500