UltraSound MAX 2.1

Модель UltraSound MAX, представленная в марте 1994 года, стала второй звуковой картой в ассортименте компании Gravis. Как и версия Classic, MAX была построена на базе чипа GF1, но в дополнение к нему новинка также получила кодек CS4231, который обеспечил поддержку спецификаций Windows Sound System (WSS), и CD-интерфейсы Panasonic, Sony и Mitsumi. Модель MAX использовала ту же схему таблично-волнового MIDI-синтеза, что и у UltraSound Classic, и обладала возможностью эмулировать стандарт SoundBlaster, из-за чего она стала популярной как среди создателей трекерной музыки, так и в среде геймеров. Объем предустановленной памяти у новинки вырос вдвое: с 256 кБ у классической UltraSound до 512 кБ, при этом сохранилась возможность расширения памяти до 1 МБ.

Основой UltraSound MAX служит чип GF1. Это сэмпловый синтезатор с поддержкой 32-голосной полифонии, способный на аппаратном уровне смешивать до 32 моно-сэмплов PCM или до 16 стерео-сэмплов. Он был разработан Advanced Gravis в сотрудничестве с Forte Technologies (создателем шлема виртуальной реальности VFX1) в 1992 году и выпускался Integrated Circuit Systems (ICS) под обозначением ICS11614. На самом деле GF1 был построен на основе Ensoniq OTTO (ES5506), новой версии музыкального синтезатора, устанавливавшегося на звуковые карты Ensoniq VFX и ее последователей. GF1 не содержит в себе встроенного кодека, поэтому звуки перед воспроизведением должны загружаться в память на звуковой карте. Также он не поддерживает алгоритмы декомпрессии, вроде IMA ADPCM, поэтому сжатые сэмплы сперва необходимо разархивировать.

 

 

Особенность GF1 заключается в изменении дискретизации всех воспроизводимых сэмплов до максимально возможной частоты. Однако если активно более 14 голосов, производительность чипа падает, а максимальная частота снижается. Причина такого поведения кроется во времени, необходимом для обработки каждого голоса. GF 1 требуется на это 1,6 мкс, следовательно для обработки звука с частотой 44,1 кГц ему понадобится 0,07 cекунды. В итоге за секунду удастся обработать не более 14 голосов. При необходимости частоту сэмплирования можно снизить, уменьшив временные затраты на обработку одного голоса.

Еще один используемый на UltraSound MAX чип – это внешний ЦАП/АЦП Crystal CS4231. Он поддерживает запись и воспроизведение при 16 битах PCM с сжатием ADPCM и частотой дискретизации от 5 до 48 кГц.

Что касается совместимости, то хотя большинство игр того времени обладали врожденной поддержкой межплатформенных звуковых библиотек, вроде HMI (Human Machine Interfaces) или Miles Audio Interface Libraries (AIL), пользователю все равно приходилось собственноручно патчить игры, заменяя существующие звуковые драйверы версиями для UltraSound с фирменного CD. Также для работы в полнодуплексном режиме звуковым картам от Gravis требовалось выделять сразу два канала DMA, а использование более быстрых 16-битных каналов приводило к возникновению ошибок в играх, где применялись расширения DOS/4GW. Вдобавок сложности возникали и с поддержкой SoundBlaster, поскольку чип GF1 не содержал совместимого с OPL2 синтезатора. Пользователям приходилось использовать комплектное ПО для эмуляции этого стандарта, что вызывало сложности при работе в DOS.

Поскольку Ultrasound MAX 2.1 не поддерживает режим PnP, настройка базового адреса производится при помощи группы джамперов JP1 на печатной плате. При этом важно убедиться в отсутствии конфликтов DMA и IRQ с другими устройствами в системе.

  • 220h: 1 0 1 1 – заводское значение.
  • 210h: 0 1 1 1
  • 230h: 0 0 1 1
  • 240h: 1 1 0 1
  • 250h: 0 1 0 1
  • 260h: 1 0 0 1

Цена Ultrasound MAX на старте продаж составляла $249, а основными ее конкурентами выступали Sound Blaster AWE32 и AWE64.

Характеристики Gravis Ultrasound MAX 2.1:

Звуковой процессор Gravis GF1 + Crystal CS4231
Разрядность 16 бит
Голоса до 32
Частота воспроизведения 44.1 кГц (48 кГц для CS4231A) стерео
Частота записи 44.1 кГц (48 кГц для CS4231A) стерео
Объем памяти 512 кБ + 512кБ (опционально)
MIDI WaveTable-синтезатор
Интерфейс ISA 16 бит
Выходы Line-Out, ATAPI CD-ROM, 2xCD Audio
Входы GamePort, Line-In, Mic
Соотношение сигнал/шум 80 дБ
Поддержка PnP Нет

Скачать модифицированный драйвер для UltraSound MAX (Windows 95/98)