Voodoo Banshee (Ensoniq)

Хотя провал Voodoo Rush заставил 3dfx вернуться к стратегии выпуска классических 3D-ускорителей, в компании прекрасно понимали, что будущее за высокоинтегрированными решениями, и без собственного 2D-ядра они останутся за бортом прогресса. Результатом трудов по интеграции стала Voodoo Banshee – первая видеокарта компании со встроенным 2D-ядром и RAMDAC. Она была представлена 22 июня 1998 года.

Технически Banshee представляла собой Voodoo2, у которой один текстурный модуль был заменен на чип, отвечающий за обработку 2D-графики. Для компенсации потери производительности частота ядра была повышена до 100 МГц, хотя в играх с использованием мультитекстурирования Banshee все равно проигрывала оригинальной Voodoo2. Пришлось отказаться и от поддержки технологии SLI, и виноват в этом скорее интерфейс AGP, который умеет работать только с одним единственным устройством. По популярности Banshee не смогла превзойти Voodoo2, но продавалась она, в отличие от Voodoo Rush, вполне успешно.

 

 

2D-часть Banshee получилась на удивление удачной. Процессор состоял из двухмерного 128-битного обработчика интерфейса и 128-битного ядра VESA VBE 3.0. Он умел ускорять DirectDraw и полностью поддерживал Windows Graphics Device Interface (GDI), включая операции с 256-цветным растром и третичные функции. По производительности этот 2D-процессор не уступал решениям от Matrox, Nvidia и ATI.

Основным рыночным конкурентом Banshee являлась, конечно же, Nvidia RIVA TNT, на стороне которой была поддержка 32-битного цвета. Кроме того, Nvidia могла похвастаться широкими связями с OEM-поставщиками, что открывало для RIVA дорогу в готовые ПК. Однако Voodoo Banshee в целом не уступала ей по производительности и качеству картинки, к тому же у нее был свой козырь – поддержка популярного API Glide.

Данная карта выпущена компанией Ensoniq на базе приближенного к референсу дизайна. Бросается в глаза необычная компоновка микросхем памяти в виде квадратов 4×4. Суммарный объем памяти здесь вдвое выше, чем у оригинальной Voodoo2, и составляет 16 МБ. Используются микросхемы SGRAM от EliteMT с маркировкой M32L1632512A. Это самая медленная в своем классе память со временем выборки 8 нс. Ее штатная частота составляет 125 МГц. Впрочем, тут она работает синхронно с ГП на частоте 100 МГц, так что низкий класс можно рассматривать исключительно как способ экономии без потерь производительности.

Пассивный радиатор приклеен к чипу, что довольно странно, учитывая наличие отверстий для классических якорных втулок. При работе он довольно сильно нагревается, так что не лишним будет организовать видеокарте внешний обдув.

 

Результат получен на процессоре Celeron Mendocino 500 МГц

Характеристики Voodoo Banshee:

Чип Pixelfx2+Texelfx2
Техпроцесс 0,35мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 100 МГц
Частота RAM 100 МГц SGRAM
Объем памяти 16 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 1x
Поддержка API DirectX 6.0, Glide
Скорость текстурирования 100 Мпикс./сек
Пропускная способность 4 млн треуг./сек