Серия GeForce 3

Третье поколение графических ускорителей GeForce было представлено 22 февраля 2001 года на конференции Macworld. Основой новых видеокарт стал чип NV20, среди главных нововведений которого можно отметить поддержку программируемых пиксельных и вершинных шейдеров и сглаживания методом мультисэмплинга (MSAA), а также общее увеличение производительности процесса визуализации.

NV20 производился компанией TSMC по технпроцессу 150нм, содержал 60 млн. транзисторов и занимал площадь 144мм2.

Линейку десктопных графических карт составили три решения: в феврале появился GeForce 3, а в октябре к нему добавились младший GeForce 3 Ti200 и старший GeForce 3 Ti500. Для профессионального сегмента была представлена видеокарта Quadro DCC, а чип NV2A предназначался для консолей Microsoft Xbox.

Серия GeForce 3 впервые принесла поддержку Direct3D 8.0. Программируемая шейдерная архитектура позволяла разработчикам писать визуальные эффекты на языке Shader language 1.1 от Microsoft. Конвейер GF3 содержал 4 пиксельных процессора и 1 вершинный. Изменения коснулись и памяти: новая подсистема, названная Lightspeed Memory Architecture (LMA), снижала переполнение буфера и сохраняла пропускную способность памяти за счет сжатия Z-буфера.

Интересная ситуация сложилась вокруг DirectX 8.1. ATI Radeon 8500 поддерживала более расширенные пиксельные шейдеры, чем видеокарты серии GeForce 3 (большая длина кода, новые команды, произвольная выборки из текстур и др.), но NVIDIA все же добилась уступок от Microsoft. В результате для заявления о совместимости с DirectX 8.1 оказалось достаточно реализовать поддержку пиксельных шейдеров версий 1.2 и 1.3.

Обновленная ревизия чипа NV20 A5 принесла полную поддержку 3D-текстур, включая сжатые форматы и такие технологии, как мип-мэппинг объемных текстур и их процедурная генерация.

С точки зрения производительности Ti200 конкурировала с ATI Radeon 7500, а Ti500 с Radeon 8500, хотя оригинальный GeForce 3 и Ti200 порой уступали предыдущему флагману – GeForce 2 Ultra.