Серия GeForce 3

Третье поколение графических ускорителей GeForce было представлено 22 февраля 2001 года на конференции Macworld и изначально включало лишь одну одноимённую видеокарту. В основу GeForce 3 лёг новый чип NV20, среди главных нововведений которого можно отметить поддержку программируемых пиксельных и вершинных шейдеров и сглаживания методом мультисэмплинга (MSAA). Также он более чем на треть увеличил производительность рендеринга по сравнению с предшествующим ему NV15 (GeForce 2 Ultra). NV20 производился компанией TSMC по техпроцессу 150 нм, содержал 60 млн. транзисторов и занимал площадь 144 мм2. Он получил 4 пиксельных конвейера с двумя модулями текстурирования на каждом и 1 вершинный процессор. Обновленная ревизия чипа NV20 A5 принесла полную поддержку 3D-текстур, включая сжатые форматы и такие технологии, как мип-мэппинг объемных текстур и их процедурная генерация.

14 мая 2001 года Nvidia выпустила профессиональную видеокарту Quadro DCC на чипе NV20GL, которая, по сути, являлась аналогом игровой GeForce 3, а 1 октября 2001 года для ответа на летний релиз видеокарт ATI семейства Radeon 8500 компания расширила «линейку» до трёх моделей. В дополнение к оригинальной GeForce 3 появились младшая GeForce 3 Ti200 и старшая GeForce 3 Ti500, различавшиеся только штатными частотами работы ядра и памяти DDR.

Серия GeForce 3 впервые принесла поддержку Direct3D версии 8.0 и программируемой шейдерной архитектуры, которая позволила разработчикам писать визуальные эффекты на языке Microsoft Shader language 1.1. Изменения коснулись и памяти: новая подсистема, названная Lightspeed Memory Architecture (LMA), снижала переполнение буфера и сохраняла пропускную способность памяти за счет сжатия Z-буфера.

Интересная ситуация сложилась вокруг DirectX 8.1. Так, ATI Radeon 8500 поддерживала расширенные пиксельные шейдеры, чем не могли похвастаться видеокарты серии GeForce 3 (бόльшая длина кода, новые команды, произвольная выборки из текстур и др.), но Nvidia всё же добилась уступок от Microsoft. В результате для заявления о совместимости с DirectX 8.1 оказалось достаточно реализовать поддержку пиксельных шейдеров версий 1.2 и 1.3.

С точки зрения производительности GeForce 3 Ti500 и Ti200 конкурировали с ATI Radeon 8500 и 8500 LE соответственно.

Видеокарты серии GeForce 3 в коллекции: