Концепция без изменений: Radeon 9800 Pro

Долгое время Radeon 9700 Pro оставался лауреатом приза зрительских симпатий. Анонс этой карты в июле 2002 года нанёс тяжёлый удар по позициям GeForce 4600 Ti, и до появления в продаже GeForce FX 5800 Ultra в январе 2003 года именно Radeon удерживал почётный пьедестал лидера игровой графики.

Флагману серии FX удалось обойти Radeon 9700 Pro по абсолютной производительности, но завышенная цена и низкая доступность вследствие дефицита чипов NV30 не позволили ему захватить рынок. Пока Nvidia в спешном порядке занималась разработкой преемника и расширением линейки FX в средний и бюджетный сегменты, ATI корпела над обновлённым видеоядром R350. 6 марта 2003 года компания представила результат трудов – видеокарту Radeon 9800 Pro, которая при цене в $399 уверенно опередила конкурента и в играх, и в бенчмарках.

Видимых изменений новый чипсет R350 не принёс. Он производился по тому же техпроцессу 150 нм, что и R300, и содержал 8 пиксельных и 4 вершинных конвейера. Объём, тип и шина памяти тоже остались прежними. Количественные улучшения затронули только частоты ядра и памяти – они выросли до 380/340 (680) МГц соответственно. Но вот на архитектурном уровне R350 получил важную особенность – поддержку F-буфера, который позволял разбивать длинный шейдерный код на меньшие фрагменты и выполнять их параллельно. Также была повышена эффективность работы блоков растровых операций.

Повышение частот потребовало усилить подсистему питания, поэтому этот узел на печатной плате был переработан. Также инженеры ATI спроектировали новый кулер ромбовидной формы, в основании которого сделали квадратный выступ для обеспечения хорошего контакта радиатора с чипом (от чего порой страдали экземпляры Radeon 9700 Pro).

Radeon 9800 Pro оказался тише и быстрее предыдущей модели и на два месяца (до выпуска GeForce FX 5900 Ultra) стал единоличным чемпионом по игровой производительности.

Страница Radeon 9800 Pro 128MB в коллекции >>