GeForce 2 GTS (ASUS AGP-V7700/32M TVR)

Видеокарта GeForce 2 GTS была представлена 26 апреля 2000 года и явилась качественным улучшением предыдущей модели – GeForce 256. Она получила принципиально новый чип NV15, который был оптимизирован для обработки мультитекстурирования, операций смешивания текстур и рельефного текстурирования (bump-mapping). Для этого в состав чипсета добавили специальный блок Shading Rasterizer (NSR), позволяющий программировать мультитекстурные эффекты с использованием специального API Pixel Shader.

Еще Nvidia захотела особо отметить возросшую скорость закраски сцены в новом чипе, для чего добавила к названию старшей видеокарты суффикс GTS, что расшифровывается как GigaTexel Shading. И действительно, при использовании двух текселей на пиксель скорость закраски у GeForce 2 GTS может достигать внушительных для того времени 1,7 Гтекс./сек.

Как и в случае с RIVA TNT2 или GeForce 256, Nvidia не стала запрещать своим партнерам модифицировать эталонный дизайн GeForce 2 GTS, и уже в конце мая 2000 года компания ASUS представила свою версию этой видеокарты. Базовая модель ASUS AGP-V7700 была построена на несколько модифицированной референсной плате и появилась в продаже по цене в $349. В июле компанию ей составила более продвинутая модель AGP-V7700 TVR, которая получила функции VIVO и поддержку 3D-очков.

 

 

Печатная плата AGP-V7700/32M TVR выполнена по собственному дизайну ASUS и имеет характерный желтый цвет. На фоне эталонной GeForce 2 GTS и решений от конкурентов она выгодно выделяется наличием специального чипа аппаратного мониторинга Winbond W83781D, расположенного с обратной стороны платы. Он позволяет декодировать информацию от вентилятора, внутреннего температурного датчика и вольтметра.

Еще одна уникальная особенность V7700 TVR – это наличие на плате разъема mini-Jack, который, однако, нужен не для вывода звука, а для подключения фирменных затворных 3D-очков ASUS VR-100G. Впервые поддержка этих очков была реализована на видеокарте V3800 Deluxe (RIVA TNT2), а сами они поставлялись в комплекте. Очки выполнены из пластика и снабжены мягкими носовыми упорами. Тем не менее, они довольно громоздкие и неудобные и сильно ограничивают зону видимости.

 

 

Принцип их работы таков, что изображение на монитор выводится в режиме чересстрочной развертки со смещением для левого и правого глаза, а затворные экраны в очках попеременного включаются и выключаются, чтобы каждый глаз видел только заготовленную для него картинку. Похожую технологию впоследствии применила Nvidia для своих очков 3D Vision. Впрочем, чтобы увидеть объемное изображение в 3D, пользователю понадобится монитор, работающий в режиме чересстрочной развертки с частотой 120 Гц и разрешением 640×480. При этом очки VR-100 поддерживают только Direct3D-приложения.

Рядом с чипом мониторинга располагается 9-битный видеопроцессор для обработки входного сигнала Philips SAA7113H. Он умеет выбирать источник видео, применять фильтр анти-альясинга, выполнять АЦП, автоматически контролировать усиление сигнала и корректировать яркость, контраст и цветность. Также он содержит тактовый генератор и цифровой мультистандартный декодер.

 

 

За функцию вывода сигнала через интерфейс S-Video или композитный видеоразъем отвечает цифровой PC-TV кодировщик Chrontel CH7007A-T. В его состав входит энкодер стандартов PAL и NTSC с 9-битным интерфейсом ЦАП и адаптивный фильтр компенсации дрожания изображения.

Подсистема питания выполнена на базе 5-битного программируемого понижающего преобразователя Unisem US3007CW. Он не только формирует питающее напряжение VCore для графического процессора, но также несет в себе контроллер падения напряжения для шины GTL+, регулятор питания тактового генератора и коммутационный контроллер для преобразования напряжения из 5 В в 3,3 В.

Память объемом 32 МБ набрана восемью микросхемами DDR SGRAM от Infineon. По маркировке HYB39D32322TQ-6 можно узнать, что ее время доступа составляет 6 нс, а внутренняя организация имеет вид [256K x 32 бита x 4 банка]. Номинальная частота памяти составляет 166 МГц, что обеспечивает пропускную способность в 332 Мбита/сек на контакт. Питающее напряжение 3,3 В поступает напрямую от слота AGP. Корпуса микросхем выполнены по стандарту LQFP-100.

 

 

Система охлаждения здесь довольно простая. Она состоит из круглого алюминиевого радиатора желтого цвета с прикрученным к нему 35-мм вентилятором мощностью 1,44 Вт. По сложившейся традиции, ASUS использует компактный 3-pin коннектор для подключения вентилятора. Обычно такие разъемы можно встретить в системах охлаждения ноутбуков.

 

Результаты получены на процессоре AMD Phenom II X4 965

 

Нетрудно заметить, что по числу функциональных блоков GeForce 2 GTS и GeForce 256 идентичны, однако чип NV15 работает на существенно более высокой частоте, нежели NV10: 200 МГц против 120 МГц. В более современном бенчмарке 3DMark 2001 разница в частотах и наличие архитектурных оптимизаций у GTS позволяет ей вырваться вперед на величину около 25%.

 

 

Характеристики ASUS AGP-V7700/32M TVR:

Чип NV15
Техпроцесс 0,18 мкм
Шейдерные процессоры 4 пиксельных
Блоки текстурирования (TMU) 8
Блоки растровых операций (ROP) 4
Частота GPU 200 МГц
Частота RAM 166 (333) МГц DDR SGRAM
Объем памяти 32 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2.0 4x
Поддержка API DirectX 7.0/D3D8 и OpenGL 1.2/1.4
Скорость текстурирования 800 Мпикс./сек
Скорость обработки геометрии 45 млн. треуг./сек

Скачать BIOS ASUS AGP-V7700 TVR

Спасибо Алексею TheJudge за предоставленные очки ASUS VR-100.