GTX 295 (ASUS Mars)

Компания ASUS всегда питала страсть к дорогим имиджевым видеокартам. Можно вспомнить, например, A9800XT LE на базе Radeon 9800 XT или N7800GT Dual LE на базе двух GeForce 7800 GT. Идея на первый взгляд проста: взять флагманскую карту, сделать на ее основе качественно лучший нереференсный вариант, выпустить его ограниченным числом экземпляров и добавить богатый комплект поставки.

Когда в январе 2009 года Nvidia представила свою новую двухчиповую видеокарту GeForce GTX 295, у ASUS возникла идея создать на ее основе собственную бескомпромиссную версию. GTX 295 позаимствовала двухплатный дизайн, уже знакомый пользователям по GeForce 9800 GX2, а в ее основу были положены два чипа GT200b, у которых, однако, шина памяти подверглась сокращению с 512 до 448 бит. Следовательно, объем памяти у каждой из двух плат тоже сократился с 1 ГБ до 896 МБ. Взяв за основу референсную модель, инженеры ASUS модернизировали ее и установили два полноценных чипа от GeForce GTX 285. Более того, вместо 1 ГБ памяти (стандартный объем для 285-й) ASUS предоставила каждому чипу по 2 ГБ.

 

 

Двухпроцессорный полуторакилограммовый монстр получил имя ASUS Mars, в честь древнеримского бога войны, и был выпущен в свободную продажу в июне 2009 года. Оставаясь верной традициям, ASUS ограничила тираж Mars одной тысячей экземпляров, причем на кожухе каждой карты размещалась табличка с порядковым номером и заветным словосочетанием Limited Edition. Конечно, премиальный продукт, произведенный мелкой серией, не может стоить дешево, так что американская цена на Mars составила $1200 – абсолютный ценовой рекорд для видеокарты потребительского класса!

 

 

Конструктивно ASUS Mars во многом повторяет референсные модели GTX 295 и 9800 GX2. Карта собирается из двух плат, на каждой из которых установлен полноценный ГП GT200b. Вместо 28 микросхем памяти (суммарно у GTX 295) здесь их 32, причем вдвое большей плотности. Используются чипы Hynix H5RS1H23MFR-N3C со временем выборки 0,77 нс, что соответствует штатной частоте 1300 (2600) МГц GDDR3. Впрочем, ASUS остановилась на более низкой частоте в 1152 (2304) МГц. Для сравнения, у GTX 295 референсная частота памяти составляет 999 (1998) МГц, а у GTX 285 – 1242 (2484) МГц. Частота ядер у Mars соответствует штатной для GTX 285 и равняется 648 МГц.

Сами платы по своим габаритам выше референсных от Nvidia. На каждой из них размещен восьмиконтактный разъем дополнительного питания. Разводка подсистемы питания на двух платах немного различается, но в обоих случаях используется схема 5+1 фаза (для ГП и памяти), а в качестве контроллера применяется микросхема Volterra VT1165MF с возможностью программного управления напряжением.

Платы соединяются при помощи гибких SLI-мостиков, таких же, как были на 9800 GX2. За работу технологии SLI отвечает коммутатор PCI-E NF200-P. При наличии второй ASUS Mars их можно заставить работать в четырехпроцессорной связке Quad-SLI. Чипы NVIO2 отвечают за видеовыходы: первый – за пару разъемов DVI, а второй – за один HDMI (конструктивно NVIO2 объединяет в себе два RAMDAC, два контроллера Dual-Link DVI, а также контроллеры HDMI, DisplayPort и HDTV).

 

 

Система охлаждения тоже сконструирована на базе референса от 9800 GX2 и GTX 295, разве что у Mars она крупнее. Единый монолитный радиатор располагается посередине между чипами. Ребра радиатора соединяют две алюминиевые пластины, которые, в свою очередь, целиком закрывают печатные платы. Контакт с чипами обеспечивается через термопасту, а с памятью и силовыми элементами – через термопрокладки. В задней части радиатора смонтирован стандартный радиальный вентилятор, который прогоняет воздух через ребра и выбрасывает его через отверстия в задней панели и через воздушные каналы на верхнем торце радиатора. В отличие от 9800 GX2, кожух у Mars значительно проще. Он пластиковый и закрывает карту только спереди и с боков, оставляя всю обратную сторону оголенной. Также после установки кожуха видеокарта выходит за пределы двух слотов расширения и вторгается в пространство третьего. На верхней грани кожуха серийных ASUS Mars должен располагаться логотип серии «Republic of Games», но на данной карте его нет, поскольку она поставлялась в составе рабочей станции.

За счет использования полноценных чипов GT200b и вдвое большего объема памяти ASUS Mars обходила по производительности GTX 295 и выступала на уровне SLI-связки из двух GTX 285. Эта карта с легкостью справлялась с любыми играми своего времени, даже с известным «убийцей производительности» Crysis в разрешении FullHD.

Результаты получены на системе с процессором Core i7-4770K @ 4.3 ГГц

 

 

Характеристики ASUS Mars:

Чип GT200b x2
Техпроцесс 55нм
Шейдерные процессоры 240 унифицированных x2
Блоки текстурирования (TMU) 80 x2
Блоки растровых операций (ROP) 32 x2
Частота GPU 648 МГц
Частота RAM 1152 МГц GDDR3
Объем памяти 2048 МБ x2
Шина памяти 512 бит x2
Интерфейс PCI-E 2.0 x16
Поддержка API DirectX 10.0 и OpenGL 3.3
Скорость текстурирования 51.8 Гпикс./сек
Производительность (FP32) 1063 Гфлопс x2

 

Скачать BIOS ASUS MARS