27 октября, 2020
Пришествие плоских панелей: Gainward CARDEXpert SG4
Первой амбициозной попыткой подружить видеокарты с цифровыми плоскими панелями (ЖК и плазменными экранами) стал интерфейс P&D (Plug-and-Display), получивший сертификацию VESA в 1997 году. Идея была отличная: совместить в едином разъёме возможности по передаче видео, звука и данных по протоколам USB и FireWire, однако такое нагромождение функций чрезмерно усложнило интерфейс, и поэтому ни один производитель видеоадаптеров не решился применить его в своих продуктах.
На смену ему в 1998 году пришёл «облегчённый» вариант под названием DFP (Digital Flat Panel), ставший результатом трудов рабочей группы из 13 компаний во главе с Compaq. DFP лишился «ненужных» дата-интерфейсов и был окончательно стандартизирован VESA в августе того же года. Главным его популяризатором стала ATI, но помимо неё видеокарты с поддержкой DFP также выпустили Number Nine, 3dfx и Gainward.
Именно модель Gainward CARDEXpert SG4, построенная на чипе S3 Savage4 Pro, попала сегодня в центр внимания.
Компания S3 представила семейство новых графических чипсетов Savage4 1 февраля 1999 года. Savage4 Pro пришёл на смену Savage 3D и предложил поддержку интерфейса AGP 4x, мультитекстурирования и фирменной технологии компрессии текстур S3TC.
Один процессор сформировал линейку из четырёх моделей видеокарт: бюджетной Savage4 LT, мобильной Savage4 Pro-M, OEM-версии Savage4 GT и производительной настольной Savage4 Pro. Они отличались частотами ядра и памяти, а у модели LT вдобавок отсутствовала поддержка AGP 4x.
Gainward CARDEXpert SG4 была выпущена в апреле 1999 года с прицелом на владельцев плазменных телевизоров и ЖК-мониторов. От прочих вариаций Savage4 Pro её отличает поддержка интерфейса DFP, за работу которого отвечает TMDS-трасмиттер Silicon Image.
К сожалению, в области 3D-производительности CARDEXpert SG4 похвастаться особенно нечем. Карта укомплектована 8 МБ памяти SDRAM с 64-битной шиной и работает на стандартных частотах в 125/143 МГц, что позволяет ей уверенно соперничать лишь с первой RIVA TNT или Rage Fury 128. Из позитивных моментов можно выделить технологию сжатия текстур S3TC, реализованную, в частности в шутерах Quake III и Unreal Tournament.