RIVA TNT (Canopus Spectra 3200 AGP и PCI)

 

В марте 1998 года Nvidia представила свой новый чип NV4, который лег в основу следующего поколения видеокарт серии RIVA – RIVA TNT. Новинка была нацелена на прямую конкуренцию с 3dfx Voodoo2. NV4 изготавливался по технологическому процессу 350 нм, содержал 7 миллионов транзисторов и мог предложить поддержку спецификаций DirectX версии 6.0.

По сравнению с RIVA 128, у новинки объем памяти вырос до 16 МБ. Шина памяти при этом осталась 128-битной. RIVA TNT так же поддерживала 32-битный цвет, что выгодно отличало ее от Voodoo2 с ее 16 битами. Из прочих особенностей чипсета можно отметить поддержку анизотропной фильтрации, текстур с разрешением 1024×1024 текселей и способности накладывать сразу две текстуры на один пиксел за такт.

 

 

В октябре 1998 года компания Canopus выпустила сразу две нереференсные видеокарты на чипсете TNT – модели Spectra 2500 и Spectra 3200 AGP. Вариант Spectra 3200 под шину PCI появился еще через месяц. Отличительной особенностью всех трех Spectra стала возможность объединения их с 3D-ускорителями Pure3D II (Voodoo2) при помощи внутреннего шлейфа. Производитель обозвал такое решение WitchDoctor. Его преимущество перед классически подключением по внешнему VGA-кабелю заключалось в отсутствии двойного преобразования цифра-аналог-цифра, что позволяло получить более качественное итоговое изображение. Еще обе модели были оснащены разъемами для подключения внешнего видеодекодера Canopus VP600A.

 

Spectra 3200 AGP Spectra 3200 PCI

 

Печатная плата Spectra 3200 AGP выделяется своим минимализмом. Поскольку TNT – это высокоинтегрированный чипсет, для его работы достаточно было добавить на плату только основные компоненты: память, BIOS и тактовый генератор (не считая элементов обвязки). При этом питание приходит напрямую со слота AGP без дополнительных преобразований.

На модели Spectra 3200 AGP используется память ULL-SGRAM MoSys с маркировкой MG802C512L-8. Общий объем в 16 МБ набран восемью микросхемами, по 4 с каждой стороны платы. Производитель установил частоту памяти на отметке в 110 МГц, что несколько выше, чем у моделей TNT, оборудованных микросхемами SDRAM.

 

Spectra 3200 AGP Spectra 3200 PCI

 

Spectra 3200 PCI очень похожа на AGP-версию по компоновке печатной платы. Главное отличие между ними кроется в наличии здесь отдельного линейного преобразователя Sipex AS2850AU, рассчитанного на ток до 5 А. Для лучшего отвода тепла он помещен на собственный радиатор.

Здесь так же установлено 16 МБ памяти SGRAM, однако от другого производителя – японской компании Toshiba. Маркировка микросхем гласит TC59G1632AFB-80, что указывает на время доступа 8 нс. Частоты у PCI-версии TNT ниже, чем у AGP: 70/100 МГц против 90/110 по ядру/памяти соответственно.

 

 

Система охлаждения ГП у обеих карт идентичная. Она представлена фирменным 35-мм магниево-алюминиевым радиатором с вентилятором AeroDynamic на гидродинамических подшипниках. Он работает от напряжения 5 В и развивает мощность всего в 0,75 Вт.

 

Spectra 3200 AGP Spectra 3200 PCI

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4

 

Для тестирования карт пришлось использовать старую версию драйверов Detonator 5.32, поскольку установка более современной 44.03 приводила к резкому падению производительности у PCI-версии Spectra 3200. Тем не менее, даже на старых драйверах она демонстрирует существенное отставание от модели с шиной AGP за счет более низких частот ядра/памяти и меньшей пропускной способности самого интерфейса. Что касается Spectra 3200 AGP, то она при использовании процессора на ядре Tualatin существенно опережает Voodoo2 в 3DMark 99, хотя и немного отстает от нее в более современном 3DMark 2000. Ещё её производительность можно сравнить с более современными Matrox G450 или с RAGE Xpert 2000 Pro.

 

tnt_canopus-gpuz

 

spectra3200_pci-gpuz

 

Стартовая цена на Spectra 3200 PCI в Японии составляла 35800 йен.

Характеристики Canopus Spectra 3200 AGP | PCI:

Чип NV4
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 2 пиксельных
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 2
Частота GPU 90 МГц | 70 МГц
Частота RAM 110 МГц SGRAM | 100 MГц SGRAM
Объем памяти 16 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2x | PCI 2.1
Поддержка API DirectX 6.0 и OpenGL 1.1
Скорость текстурирования 180 Мпикс./сек | 140 Мпикс./сек
Пропускная способность 5,63 млн. треуг./сек | 4,38 млн. треуг./сек