Серия Radeon x1000

Серия Radeon x1000 принесла революционные изменения в видеокарты ATI. Старший чип R520, использовавшийся в Radeon x1800, был представлен 5 октября 2005 года, имел 320 млн. транзисторов и выпускался по 90нм техпроцессу. Он стал первым графическим процессором от ATI, обеспечившим долгожданную поддержку DirectX 9.0c и шейдеров модели 3.0.

По своему строению R520 отличался от чипа Nvdia G70. Текстурные модули здесь были вынесены за общий конвейер, так что архитектуру чипа можно было назвать распределенной. Не было общего длинного конвейера обработки квадов, как у Nvidia, пиксельные процессоры существовали отдельно от текстурных блоков, а ниже располагались наборы регистров общего назначения. Главный недостаток такой схемы – появление больших задержек при зависимых выборках текстур, которые часто встречались в шейдерах версий 2.0 и 3.0. ATI решила эту проблему при помощи технологии многопоточности (hyperthreading). Суть в том, что диспетчер потоков отвечал за обработку 512 квадов, каждый из которых мог находиться на разных стадиях исполнения шейдера. Квады не шли по кругу, как в G70, а направлялись диспетчером в освободившиеся устройства при наличии свободных ресурсов.

 

R520

 

Благодаря такому подходу удалось снизить латентность доступа к текстурам и эффективно использовать вычислительные ресурсы при исполнении шейдеров с условиями и переходами. Имея всего 16 пиксельных конвейеров (4 квада), чип R520 успешно конкурировал по производительности с Nvidia G70, оснащенным 24 шейдерными процессорами.

Еще одним нововведением стало появление кэширования сжатых данных. Все данные (как глубины и буфера кадра, так и текстурные) хранились в кэшах чипа в сжатом виде, а распаковка и запаковка выполнялись на лету. Таким образом, возрастала эффективноть кэша.

Чип RV530 предназначался для видеокарт среднего уровня Radeon x1600 и содержал 3 квада, а RV515 с одним квадом стал основой бюджетных Radeon x1300.

В конце 2005 года вышел обновленный чип R580, чьим главным отличием от предшественника стало использование сразу трех пиксельных шейдеров на каждом конвейере вместо одного. Таким образом, их общее число выросло с 16 до 48, хотя количество текстурных процессоров (блоков) осталось прежним – 4 квада. Специалисты ATI объясняли такой подход тем, что в современных (на тот момент) играх соотношение вычислительных и текстурных операций достигало более чем 7 к 1.

Новым флагманом стала видеокарта Radeon x1900.

26 августа 2006 года компания ATI выпустила видеокарту Radeon x1950 XTX, использующую обновленный чип R580+. Главным отличием от предшественника стала поддержка быстрой памяти GDDR4, обеспечивающей пропускную способность 64 Гбит/с. Кроме того, удалось снизить энергопотребление и поднять базовые частоты.

17 октября 2006 года была представлена видеокарта Radeon x1950 Pro, выполненная на 80нм чипе RV570. Она оснащалась 36 пиксельными шейдерами и должна была заменить на рынке модель x1900 GT.

x1000 стала последней серией видеокарт ATI. 25 октября 2006 года ATI официально стала подразделением AMD.