Voodoo Rush (ACorp)

В раннюю эру 3D-графики бал правили ускорители 3dfx Voodoo. Они обеспечивали выдающуюся по тем временам производительность и поддерживали собственный API Glide, широко востребованный в среде разработчиков игр. Но у Voodoo присутствовал один явный недостаток по сравнению с основными конкурентами – это были именно специализированные 3D-ускорители, а не полноценные видеокарты. Они не умели самостоятельно обрабатывать 2D-графику и выводить картинку на экран – для этого им требовалась любая другая видеокарта, к которой Voodoo подключалась внешним кабелем VGA female – VGA male.

 

 

В 3dfx это понимали, поэтому летом 1997 года компания представила комбинированную 2D- и 3D-видеокарту Voodoo Rush. Интересно, что инженерный отдел не стал самостоятельно разрабатывать 2D-ядро. Вместо этого руководство договорилось с известным производителем памяти и графических чипов Alliance Semiconductor об использовании их нового процессора AT25 (представленного в марте 1997 года). В итоге Voodoo Rush объединила два независимых чипа на одной плате: AT25 занимался отрисовкой картинки, тогда как SST-1 заведовал 3D-ускорением. Кроме того, помимо Alliance чипы для 2D-части Rush поставляла ещё и компания Macronix. С точки зрения компоновки Voodoo Rush выпускались как в классическом одиночном исполнении (Single Planar), так и в версии с дочерней платой (Dual Planar). Драйверы между моделями Single и Dual несовместимы!

Характеристики 3D-части у Rush были такими же, как и у первой Voodoo, однако из-за необходимости использовать общую память между двумя чипами возникали конфликты, что приводило к значительным просадкам производительности. Кроме того, обращение к SST-1 было организовано через 2D-ядро, что также отрицательно сказывалось на быстродействии.

 

 

На данной плате производства компании ACorp распаяна память Mosel Vitelic EDO с маркировкой V53C16258HK35, что указывает на время доступа RAS равное 35 нс. Общий объём памяти, который делят между собой AT25 и SST-1, составляет 6 МБ.

 

При цене в $299 Voodoo Rush не смогла составить достойную конкуренцию ATI Rage Pro и Nvidia RIVA 128. Основная причина тому – сниженная относительно оригинальной Voodoo производительность. В большинстве случаев разница составляла около 10%, однако в отдельных играх у Rush случались сильные провалы. В целом видеокарты Rush не снискали коммерческого успеха и уже через год полностью покинули прилавки магазинов. Их можно считать первым крупным провалом 3dfx. После горького опыта 3dfx решила сосредоточиться исключительно на разработке 3D-ускорителей, отдав функции вывода изображения на откуп другим производителям. Их новые ускорители Voodoo2 были построены по канонам первых моделей и так же требовали наличия в системе отдельной 2D-видеокарты.

 

Результат получен на процессоре Celeron Tualatin 1.4 ГГц (разрешение 640×480)

 

Примечание: У 3D-ускорителей Voodoo и Voodoo Rush есть одна неприятная особенность: 3D-ускорение может не работать при частотах системной шины процессора выше 100 МГц. Игра будет просто зависать при инициализации Glide. Имейте это в виду при использовании процессоров Pentium III и более новых!

Характеристики Acorp Voodoo Rush:

Чип AT25 + SST-1
Техпроцесс 0,35 мкм / 0,5 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 45 МГц
Частота RAM 45 МГц EDO
Объем памяти 6 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI
Поддержка API DirectX 5.0, Glide
Скорость текстурирования 45 Мпикс./сек
Пропускная способность 1 млн. треуг./сек