Rage Fury MAXX

После затянувшегося выхода чипа ATI Rage 128 стало ясно, что он уже не может составить конкуренцию по производительности обновленным видеокартам Nvidia RIVA TNT 2 и 3dfx Voodoo 3. Компания ATI сразу же занялась разработкой его улучшенной версии, Rage 128 Pro, которая была готова к августу 1999 года. Однако пока в ATI доводили свою DX6-архитектуру, основной конкурент вовсю готовил небольшую революцию на рынке – первую видеокарту семейства GeForce со встроенным блоком трансформации и освещения и поддержкой API DirectX 7.

Для улучшения конкурентоспособности своих продуктов ATI решила пойти по пути 3dfx и представила технологию Aurora, которая впоследствии получила имя MAXX (Multiple ASIC Technology). MAXX – это программное решение, позволяющее задействовать два графических процессора для выполнения общей задачи. Принцип его работы достаточно прост: каждое ядро полностью формирует один кадр, а затем готовые кадры поочередно выводятся на монитор. Техника, позволявшая двум графическим чипам поочередно выводить на экран готовые кадры изображения, получила название Alternate Frame Rendering (AFR), причем работала она только в 3D-режиме, тогда как за отображение 2D-графики отвечал только один из видеопроцессоров.

Предварительно ознакомиться с видеокартой ATI Rage Fury MAXX журналисты IT-изданий смогли еще в ноябре 1999, а на рынок она вышла под конец года. В этом мощном двухпроцессорном решении ATI объединила на одной плате два одинаковых процессора Rage 128 Pro, каждый из которых сообщался с собственными 32 МБ памяти по 128-битной шине. Подсистема памяти представлена восемью микросхемами Micron SDR (по 4 на каждый чип). Маркировка MT48LC2M32B2TG-7 указывает на базовую частоту 143 МГц, а время доступа составляет 5,5 нс. Удивительно, но ATI использовала на своей флагманской видеокарте самую медленную память в своей линейке, ведь у данных микросхем существуют более быстрые версии, работающие на частотах 166, 183 и 200 МГц.

 

 

С технической точки зрения обновленный процессор с суффиксом Pro сохранил 2 пиксельных конвейера, но за счет возросших частот ядра и памяти вдвое увеличил геометрическую пропускную способность. Частота интегрированного RAMDAC была увеличена с 250 до 300 МГц, что принесло поддержку разрешений вплоть до 2048×1536 пикселей. Шина AGP удвоила скорость работы с 2x до 4x, что оказалось важным нововведением применительно именно к двухчиповой модели MAXX. А главным козырем Rage 128 Pro можно считать появление поддержки анизотропной фильтрации.

По мнению разработчика, Fury MAXX должна была составить конкуренцию сначала Nvidia GeForce256, а затем и 3dfx Voodoo 5, однако из-за сложной реализации технологии AFR и отсутствия у Fury MAXX аппаратного блока T&L (Transform and Lighting), она зачастую проигрывала своим соперникам в новых играх. Подвела разработчиков и используемая шина AGP. Дело в том, что официально AGP не поддерживает работу двух и более устройств и не умеет делить ресурсы между несколькими процессорами. В системах Windows 98 и Me это ограничение удалось обойти, заставив драйвер напрямую работать с картой, однако в системах на ядре NT (Windows 2000 и XP) такой способ уже не работал. Так что заставить оба чипа Fury MAXX функционировать в более современных операционных системах невозможно. Но даже при использовании Windows 98 двухчиповая Rage совместима далеко не со всеми чипсетами. Так, в частности, известно о неработоспособности Fury MAXX на чипсетах VIA KT333 и Nvidia nForce3.

Начальная цена Fury MAXX составляла $299.

Rage Fury MAXX стала последней видеокартой серии Rage. На рынке ее сменило первое поколение ATI Radeon.

Характеристики Rage Fury MAXX:

Чип Rage 128 Pro x2
Техпроцесс 0,25мкм
Шейдерные процессоры 2 пиксельных x2
Блоки текстурирования (TMU) 2 x2
Блоки растровых операций (ROP) 2 x2
Частота GPU 125 МГц
Частота RAM 143 МГц SDR
Объем памяти 32 МБ x2
Шина памяти 128 бит x2
Интерфейс AGP 4x
Поддержка API DirectX 6 и OpenGL 1.2
Скорость текстурирования 250 Мпикс./сек x2
Пропускная способность 8 млн. треуг./сек x2