Radeon x1650 (Sapphire)

В сентябре 2006 года ATI готовила к выпуску чипы RV560 и RV570. Первый предназначался для видеокарт среднего класса Radeon x1650 XT из ценового сегмента около $160 и должен был заменить собой чип RV530, используемый в Radeon x1600 XT. Второй процессор метил в наследники R520 ( Radeon x1800 GTO), но также заменял на рынке Radeon X1900 GT в ценовом сегменте от $200 до $250. Новый продукт нужен был ATI для успешной конкуренции с новинкой от Nvidia – GeForce 7900GS.

 

x1650-perspective

 

Вполне естественно возник вопрос, как быть с картами Radeon x1600 Pro/XT? В канадской компании решили не снижать цены, а приняли весьма спорное решение, практически повторив опыт Radeon 9250, – переименовать x1600 Pro в x1300 XT, а x1600 XT в x1650 Pro. Но на этом переименования не закончились, и в феврале 2007 свет увидела модель Radeon x1650, которая по своим характеристикам повторяла Radeon x1300 XT.

 

x1650-top

 

В итоге уже не в первый раз внутри одного семейства и поколения оказались карты, построенные на разных ядрах. Проще говоря, Radeon x1650 – это бывшая Radeon x1600 Pro. Они обладают схожими характеристиками, однако могут отличаться графическими процессорами, поскольку Radeon x1650 выпускалась как на старых 90-нм чипах RV530, так и на обновлённых 80-нм RV535. Глядя на формулу исполнительных модулей  ядра, среди которых 12 пиксельных конвейеров и по 4 блока растеризации и выборки текстур, становится ясно, что у чипсета RV535 активен только один вычислительный квад из четырёх.

 

x1650-pcb

 

Radeon x1650 от компании Sapphire (бренд PC Partner) идентична модели Sapphire x1600 XT, что не удивительно. Данная карта базируется на обновлённом графическом процессоре RV535 с показателем TDP не превышающем 44 Вт. Она построена на короткой печатной плате тёмно-синего цвета и оборудована видеовыходами VGA, DVI-I и S-Video. Подсистема питания тут довольно простая: одна фаза выделена для ГП и ещё одна для памяти. В первом случае используются мощные полевые транзисторы Alpha & Omega Semiconductor AOD412 (Vds = 30В, Id = 85А) и AOD414 (Vds = 40В, Id = 50А). Два N-канальных мосфета питания памяти с маркировкой AOD480 имеют более скромные характеристики: (Vds = 30В, Id = 25А). Обе фазы работают под управлением одиночных синхронных ШИМ-контроллеров Richtek RT9232B, рассчитанных на токи до 25А.

Объём памяти в 256 МБ DDR2 набран восемью микросхемами Hynix с маркировкой HY5PS561621AFP-25. Чипы упакованы в корпуса FP-BGA-84 и распаяны с обеих сторон платы. Штатная частота их работы составляет 400 (800) МГц при напряжении 1,8 В. В таком режиме им не требуется дополнительное охлаждение.

 

x1650-cooling

 

Основной радиатор целиком выполнен из алюминия и имеет Т-образную форму. Он довольно габаритный, хотя в высоту не выступает за пределы единственного слота расширения. Под металлическим кожухом скрываются 24 ребра. Слева от них (если смотреть относительно чипа) на свободной площадке закреплён 55-мм вентилятор Vette A6010C12C мощностью 3,6 Вт. Может показаться, что память на лицевой стороне платы тоже контактирует с основанием радиатора, однако это не так – наличие термопрокладок в данной системе охлаждения не предусмотрено. Крепится радиатор к плате при помощи двух подпружиненных винтов, которые вкручиваются в латунные бонки. При его снятии или установке следует соблюдать осторожность, потому что никакой защиты кристалла от сколов тут тоже нет.

 

Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4770K @ 4.3 ГГц

 

Память DDR2 вкупе со 128-битной шиной не лучшим образом сказывалась на производительности этой «новинки». Несмотря на довольно высокий числовой индекс в названии, в играх и тестах Radeon x1650 демонстрировала результаты на уровне GeForce 7600 GS и GeForce 6800 XT и заметно уступала Radeon x800 GTO.

 

x1650-gpuz

 

Характеристики Sapphire Radeon x1650:

Чип RV535
Техпроцесс 80 нм
Шейдерные процессоры 12 пиксельных, 5 вершинных
Блоки текстурирования (TMU) 4
Блоки растровых операций (ROP) 4
Частота GPU 500 МГц
Частота RAM 400 (800) МГц DDR2
Объем памяти 256 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI-E 1.1 x16
Поддержка API DirectX 9.0c и OpenGL 2.0
Скорость текстурирования 2 Гпикс./сек
Скорость обработки геометрии 625 млн. вершин/сек