Первая платина: Radeon x800 XT PE

На конец первой половины «нулевых» годов пришлось время самой ожесточенной борьбы двух ведущих производителей дискретных видеокарт.

В апреле 2004 года Nvidia представила нового флагмана 6000-й серии GeForce – 6800 Ultra, но уже 4 мая канадская ATI Technologies явила миру свой ответ на «ультру», которым стала Radeon x800 XT AGP Platinum Edition.

Если взглянуть на характеристики этих двух карт, то они оказываются очень похожими: у каждой в наличии по 16 пиксельных и 6 вершинных процессоров, а также 16 блоков растеризации. Обе оборудованы 256 МБ памяти GDDR3, общающейся с ядром по 256-битной шине. Отличия кроются разве что в частотах и архитектуре. На стороне Nvidia была поддержка новейшего API DirectX 9.0c, однако до начала активного его применения в играх пройдет еще пара лет, так что в 2004 году это преимущество нельзя было назвать решающим.

ATI же решила выжать максимум из своей новинки и с завода разогнала чип R420 практически до предела. Инженерам компании даже пришлось разрабатывать специальную разводку печатной платы, чтобы обеспечить стабильность работы чипа на частоте 520 МГц. Партнерам компании было запрещено менять референсный дизайн платы x800 XT, так что выбор конечного вендора для потребителя не играл большой роли.

Благодаря технологии HyperZ HD, позволявшей экономить пропускную способность памяти, Radeon x800 XT PE опережала GeForce 6800 Ultra в высоких разрешениях и при применении сглаживания и анизотропной фильтрации. Radeon x800 хорошо показывала себя при обработке сложной геометрии и вычислении пиксельных шейдеров версии 2.0. Но по скорости текстурирования x800 уступала 6800 Ultra, которая также быстрее работала с буферами глубины (Z) и шаблонов (stencil) и, соответственно, лучше справлялась с динамическими тенями (алгоритм Shadow Volume) и Z-буферизацией.

Начальная стоимость Radeon x800 XT PE составляла $500.