Месяц: Июнь 2017

Занимательная геометрия: GeForce 256 SDR

Появление в конце августа 1999 года видеокарт Nvidia GeForce 256 если и не стало революцией, то уж точно ознаменовало новую веху в индустрии компьютерной графики. Само название новинки – GeForce было образовано от слов Geometry – геометрия и Force – сила, что указывало на основную гордость компании – встроенный блок ускорения геометрических операций по трансформации и освещению вершин. Индекс 256 в названии обозначал разрядность ядра и движка рендеринга, хотя шина памяти вопреки ожиданиям осталась 128-битной (до появления первой 256-битной видеокарты Nvidia пройдет еще 3,5 года).

Модельный ряд GeForce 256, если его так можно назвать, оказался очень скромным и содержал всего две модели, отличавшиеся лишь типом установленной памяти. Старшая модель с DDR от компании Canopus ранее уже была представлена в коллекции, и вот теперь к ней присоединилась GeForce 256 SDR – младшая референсная модификация.

Читать далее

С головой на спине: ASUS EN6600 и EAX1300PRO SILENT

Стандарт ATX подразумевает, что если материнская плата установлена вертикально, то лицевая сторона карты расширения будет «смотреть» вниз. Соответственно, задняя панель располагается слева от интерфейсного разъема – это верно для AGP, PCI, PCI-E и других менее распространенных шин.

У плат с разъемами ISA и VLB, напротив, лицевая сторона при вертикальной ориентации материнской платы «смотрит» вверх, а задняя панель располагается справа от слота, однако сегодня вряд ли кто-то вспоминает про эти устаревшие интерфейсы.

Компания ASUS, занявшись в 2005 году экспериментами с пассивным охлаждением видеокарт серии GeForce 6600, в попытках добиться максимальной эффективности естественной конвекции воздуха решила пойти наперекор стандартам и представила фирменную технологию ReverseCool, суть которой заключалась в расположении графического чипа и памяти с обратной стороны печатной платы.

Всего ASUS выпустила четыре «реверсивные» видеокарты, и две из них сегодня попали в коллекцию. Это EN6600 TOP SILENT 256M, построенная на базе GeForce 6600 DDR2, и EAX1300PRO SILENT, модификация Radeon x1300 Pro.

Читать далее

Долгожданное 3D: Matrox Millennium

Базовые функции 3D-ускорения начали появляться в видеокартах Matrox еще с 1994 года, раньше, чем у основных конкурентов. Однако первым чипом, предложившим более-менее полноценную поддержку 3D, стал IS-STORM. Видеокарты Matrox Millennium на его основе были выпущены в мае 1995 года и дали жизнь одноименной серии.

Storm (он же Matrox 2064W) мог похвастаться поддержкой API Microsoft OpenGL и Intel 3DR, аппаратного текстурирования и затенения по Гуро. Он справлялся с обработкой до 190 тысяч треугольников в секунду, аппаратным ускорением воспроизведения видео и оконного интерфейса Windows. Отличительной особенностью карт Millennium стало использование быстрой памяти типа WRAM (Dual Ported Window RAM), которая при выполнении двойной буферизации и двухцветной блочной записи обеспечивала на 30% большую производительность, чем классическая VRAM.

Читать далее

Переход на самообеспечение: FireGL 8800

С анонсом чипа R200 и серии видеокарт Radeon 8000, который прошел в августе 2001 года, компания ATI укрепила свои позиции не только в сегменте потребительской графики, но также и среди графических ускорителей для профессионалов. Если прежние модели профессиональных видеокарт Fire GL использовали чипы от IBM, то теперь ATI перевела их на ядра собственной разработки.

Первыми представителями серии FireGL нового поколения стали модели 8700 и 8800. Стоит отметить, что попавший в коллекцию вариант FireGL 8800 не совсем обычный. Согласно спецификациям, ширина шины у видеокарт на базе чипа R200 должна составлять 128 бит, тогда как в данном случае перед нами карта с 64-битной шиной. Неясно, чем вызвано такое упрощение, однако из-за этого при работе без активного видеодрайвера можно наблюдать различные артефакты изображения на экране.

Читать далее

Ранние годы известной марки: Fire GL2

Под торговой маркой FireGL компания ATI долгое время выпускала профессиональные видеокарты на чипах собственной разработки. Впоследствии, после приобретения ATI компанией AMD, видеокарты FireGL получили некоторый ребрендинг и стали называться FirePro, а для ускорения GPGPU-вычислений была представлена отдельная серия карт FireStream.

Однако не все знают, что изначально торговая марка Fire принадлежала компании FGL Graphics, подразделению корпорации S3, которая выпускала профессиональные видеоускорители на чипах от IBM силами Diamond Multimedia. ATI выкупила у S3 отдел по разработке профессиональных карт и в дальнейшем стала сама использовать название FireGL.

Fire GL2, пополнившая сегодня коллекцию, несет на себе упоминание об ATI, однако с собственными графическими решениями канадского разработчика она никак не связана. Видеокарта построена на растеризаторе RC1000 и геометрическом процессоре GT1000 от IBM. Она была представлена в июне 2000 года для нужд рынка профессиональных рабочих станций.

Читать далее

Второй этаж для профессионалов: Oxygen GVX420

Когда мы говорим о двухслотовых видеокартах, то подразумеваем широкую систему охлаждения, которая физически перекрывает соседний слот расширения и не позволяет установить туда какую-либо другую плату. Герой сегодняшней новости, профессиональный OpenGL-ускоритель 3DLabs Oxygen GVX420, трактует это определение буквально. Отличительная особенность этой профессиональной видеокарты – наличие дочерней платы с двумя разъемами DVI-D, которая для питания использует соседний с AGP слот расширения PCI. Впрочем, если такая конфигурация вас не устраивает, плату можно демонтировать и использовать видеокарту без нее, выводя картинку по привычному аналоговому VGA.

Вообще огромная длина печатной платы и наличие нескольких отдельных процессоров не должны удивлять, ведь производители профессиональных графических ускорителей, зачастую стоящих по 2-3 тысячи долларов, стремились предоставить максимум возможностей для создателей контента. Сюда можно отнести, например, огромный по меркам 2000 года объем памяти в 128 МБ и наличие геометрического сопроцессора, выполненного в виде отдельной микросхемы.

Читать далее

Долгожданная интеграция: Voodoo Banshee

Казалось бы, после неудачи Voodoo Rush в компании 3dfx решили больше не связываться с 2D-графикой и сосредоточились на том, что у них получалось лучше всего, – на создании 3D-ускорителей. Однако неумолимая конкуренция с Nvidia заставила сменить планы и заняться разработкой первого интегрированного видеочипа, который включал бы в себя не только 3D-ускоритель, но также RAMDAC и 2D-ядро. Действительно, хотя Voodoo2 и обеспечивала достойный уровень производительности, на фоне маленькой и компактной RIVA TNT она выглядела архаичным монстром. А чем больше на видеокарте отдельных микросхем, тем дороже ее производство.

Первая интегрированная видеокарта от 3dfx была представлена в июне 1998 года и получила название Voodoo Banshee. В коллекцию попала ее модификация от компании Ensoniq.

Дополнение: восьмимегабайтная версия Voodoo2 от Diamond уступила место в коллекции своей 12-мегабайтной коллеге. Фотографии и описание были обновлены и находятся на прежней странице.

Читать далее

Отступление от канона: Voodoo Rush

В начале 1997 года лидерство 3D-ускорителей Voodoo на рынке настольной графики было неоспоримым. Они обеспечивали недосягаемую для конкурентов производительность, а также поддерживали собственный API Glide, горячо любимый подавляющим большинством разработчиков игр того времени.

Однако весной у Voodoo появились два сильных конкурента: высокоинтегрированные чипсеты ATI Rage Pro и Nvidia RIVA 128. Нельзя сказать, что они однозначно обошли Voodoo по производительности, однако оба обладали серьезным преимуществом над продукцией 3dfx – они были «полноценными» видеопроцессорами и умели не только обрабатывать 3D-графику, но также выводить 2D-изображение и аппаратно ускорять воспроизведение видео.

3dfx к тому времени не имела в распоряжении собственного 2D-ядра, поэтому они заключили договор с компанией Alliance Semiconductor и летом 1997 года представили миру дуэт двух ядер – видеокарту Voodoo Rush.

Читать далее