Месяц: Декабрь 2017

Торжество трекерной музыки: Gravis UltraSound MAX

Летом 1992 года компания Gravis выпустила свою первую звуковую карту UltraSound Classic, которая предложила пользователям WaveTable-синтез с совершенно отличным звучанием MIDI от привычных на то время синтезаторов Yamaha OPL2 и их аналогов, что и стало основной причиной ее успеха. UltraSound поддерживала загрузку пользовательских банков, что позволяло менять звучание инструментов, поэтому она быстро стала желанным приобретением для композиторов трекерной музыки. Также во многих играх того времени поддержка GUS закладывалась изначально, так что геймеры тоже не оставались обделены качественным звуком.

Логичным шагом со стороны Gravis стал выпуск в начале весны 1994 года обновленной версии, которая отчасти из-за своей длины, а отчасти из-за расширенных возможностей получила название UltraSound MAX.

В дополнение к уже знакомому сэмпловому процессору GF1 модель MAX получила чип Crystal CS4231, выполнявший роль ЦАП и АЦП, а также сразу 3 различных CD-интерфейса. Также до 512 кБ вырос объем набортной оперативной памяти.

Читать далее

Когда одного бога мало: ASUS ARES x2

ASUS ARES – выдающаяся видеокарта своего времени, названная так в честь древнегреческого бога войны. Этот флагманский ускоритель построен на базе двух чипов AMD Cypress XT и оснащен 4 ГБ памяти, что делает его самым мощным представителем серии Radeon HD 5000. Инженеры ASUS разработали для этого имиджевого продукта уникальную печатную плату и производительную систему охлаждения, основанную на двух раздельных медных радиаторах. Всего было выпущено 1000 экземпляров ARES, причем каждый из них поставлялся в настоящем чемодане.

Заполучить сегодня одну такую карту в полном комплекте – большая удача, но еще приятнее иметь сразу два экземпляра! В дополнение к «чемоданной» версии ARES коллекция пополнилась второй картой. К сожалению, комплекта от ARES №2 не сохранилось, но он находится в рабочем состоянии, и это главное.

Читать далее

Мастер превращений: Radeon 9500 64 MB

Известно, что для производства многих видеокарт более низкого класса производители зачастую используют флагманские чипы с отключенными функциональным блоками и сниженными частотами. Этот факт во все времена не давал покоя экономным пользователям, которые желали купить младшую модель и при помощи нехитрых манипуляций превратить ее в старшую. В модельной линейке Radeon первой видеокартой, основанной на урезанном ядре от старшей версии, стала представленная в октябре 2002 года Radeon 9500. Производитель не стал мудрить и воспользовался печатными платами и чипами от Radeon 9700 Pro, а аппаратную дифференциацию реализовал при помощи одного единственного резистора на подложке.

Разумеется, энтузиасты быстро проанализировали ситуацию и научились превращать карты среднего уровня во флагманы путем нехитрой пайки и перепрошивки BIOS. В итоге у Radeon 9500 получалось разблокировать все 8 пиксельных процессоров наряду с восемью текстурными модулями и блоками растеризации чипа R300, а также задействовать полную 256-битную шину памяти.

Удивительно, что переделке поддавались даже младшие модификации Radeon 9500 с 64 МБ памяти, хотя в этом случае шина оставалась 128-битной.

Читать далее

Пассив не для флагманов: Sapphire 9700 Pro Ultimate

Когда компания ATI летом 2002 года представила новый чип R300, она также разрешила сторонним производителям устанавливать собственные системы охлаждения и модифицировать печатные платы этих видеокарт. Первым ее доверенным партнером, еще со времен выпуска Radeon серии 7000, стала молодая компания Sapphire Technology. Этот китайский производитель занялся разработкой и продажей видеокарт на ГП Radeon и выпустил свою флагманскую линейку Atlantis, куда вошли модели Radeon 9700 и Radeon 9700 Pro.

Позднее, в феврале 2003 года, Sapphire представила обновленную модель Sapphire Radeon 9700 Atlantis Pro Ultimate, которая получила посадочное место для чипа RAGE Theater и пассивную систему охлаждения от Zalman. Впрочем, кому нужен пассивный кулер, когда на рынке на тот момент присутствовал высокоэффективный охладитель от Arctic Cooling?! Видимо, так посчитал и владелец данной карты. В итоге коллекцию сегодня пополнила видеокарта Atlantis Pro Ultimate с кулером Arctic.

Читать далее

Не дайте себя обмануть: XFX 9600 GT (48)

Производство полупроводниковых кристаллов – очень сложный и затратный процесс, особенно когда речь заходит о видеочипах, состоящих из миллионов и даже миллиардов транзисторов (если говорить про современные GPU). Поэтому во все времена производители сталкивались с необходимостью куда-то девать кристаллы, которые не прошли отбор по требуемой рабочей частоте, или в которых часть аппаратных блоков оказывалась дефектной. На базе полноценных кристаллов традиционно выпускаются флагманские карты, тогда как те же чипы, но с урезанными блоками, идут на производство моделей уровнем ниже.

То же произошло и с чипом G94, который лег в основу видеокарты GeForce 9600 GT, представленной компанией Nvidia в конце февраля 2008 года. Часть этих чипов с 48-ю активными шейдерными процессорами из 64-х позднее, в октябре того же года, была пущена на производство моделей GeForce 9600 GSO 512. Однако некоторые производители в своем желании сэкономить стали устанавливать урезанные чипы G94 на GeForce 9600 GT. В итоге покупатель получал видеокарту, которая оказывалась примерно на 30% медленнее «полноценных» моделей той же серии.

Одна из таких «поддельных» 9600 GT от компании XFX попала в коллекцию, и теперь у вас есть возможность ознакомиться с ней подробнее.

Читать далее

Проверка временем: 6800 Ultra против x800/x850

Введение

Сегодняшнее тестирование из цикла «Проверки временем» затронет, пожалуй, один из наиболее интересных периодов конкурентного противостояния компаний Nvidia и ATI. То уникальное время, когда интерфейс AGP никак не хотел сдавать свои позиции и уступать место в компьютерах пользователей новомодному PCI-E, флагманские видеокарты сменяли друг друга, а модели конкурирующих сторон в чем-то были очень похожи, но с другой стороны так же кардинально различались. Конечно же, речь пойдет о битве GeForce 6800 Ultra и Radeon x800 XT PE!

В 2004-2005 годах все модели видеокарт с суффиксами «Ultra» и «PE» были дефицитным и дорогим товаром, а потому желание геймеров обладать одной из них только усиливалось. В одних играх быстрее оказывались «зеленые», в других «красные». Производители выпускали новые модели с поддержкой шины PCI-E, а пользователи старались выжать из своих карт максимум при помощи разгона. Конечно, графические ускорители из обоих лагерей подвергались критике, но главное, что они действительно обеспечивали отличную производительность в играх своего поколения. Тем не менее, проверка временем не признает авторитетов прошлого и не делает поблажек. Посмотрим, на что же на самом деле способны эти карты сегодня.

Читать далее

Совместимая альтернатива: ESS AudioDrive ES688

Звуковые карты от Creative и Advanced Gravis можно без преувеличения назвать флагманами середины 90-х, однако на стремительно растущем рынке PC-Audio у них конечно же были свои конкуренты уровнем попроще. Одним из наиболее известных производителей «альтернативных» звуковых карт можно назвать компанию ESS, которая в 90-е годы решила активно взяться за разработку и продвижение собственных звуковых решений.

Ее процессоры получили широкое распространение за счет относительно невысокой цены, совместимости со стандартом Sound Blaster и OPL3 MIDI. В случае с последним компания не стеснялась использовать аналоги знаменитого синтезатора Yamaha от других производителей, а вскоре и вовсе разработала свой собственный FM-синтезатор ESFM, который интегрировала в более поздние модели звуковых чипов.

Одними из наиболее распространенных плат от ESS в 94-96 годах, пожалуй, можно считать модели AudioDrive ES688. Сегодня коллекция пополнилась сразу двумя такими картами, продававшимися под брендами Magique Melodie и Miss Melody.

Читать далее