Месяц: Ноябрь 2017

Последний флагман от ATI: Radeon x1950 XTX

Серия ATI Radeon x1000 пережила сразу две смены флагмана. Сначала Radeon x1800 XT уступил титул модели x1900 XTX, получившей втрое большее количество пиксельных процессоров. Затем уже под самый конец жизненного цикла раздельной шейдерной архитектуры компания ATI (которую вскоре поглотит AMD) представила свое ультимативное одночиповое решение – Radeon x1950 XTX.

Новинка получилась, как и подобает флагману, быстрой, горячей и достаточно продвинутой в технологическом плане. x1950 XTX стала первой картой, где применялась память GDDR4, благодаря которой ПСП по сравнению с x1900 XTX увеличилась с 49,6 до 64,0 Гб/с. Высокая частота памяти и разгон ядра до 650 МГц позволили ей обойти главного конкурента – GeForce 7900 GTX. И хотя уже в ноябре 2006 года Nvidia представила новое поколение графики GeForce, в период с сентября по ноябрь x1950 XTX считалась самой быстрой одночиповой видеокартой.

Читать далее

Лучший голос при меньших размерах: AWE64

В первой половине 90-х, когда расцветала демосцена, Gravis отчаянно боролась с Creative за сердца и уши пользователей, а игры активно использовали MIDI-музыку, эволюция устройств обработки звука явно обгоняла эволюцию графических карт.

В ноябре 1994 года случилось важное событие как для поклонников лагеря «звуковых бластеров», так и для индустрии мультимедийного PC-аудио в целом. Компания Creative представила новое поколение своей популярнейшей на то время линейки звуковых карт AWE, куда вошли модели AWE64 и AWE64 Gold. Если вторая карта уже была рассмотрена и добавлена в коллекцию ранее, то сегодня к ней присоединилась «младшая сестра».

Читать далее

Бюджетная интеграция: Trio64

Чипсеты Vision серии 800 от S3 обладали хорошим набором функций и обеспечивали возможности 2D-ускорения, однако они не являлись интегрированными, что увеличивало количество компонентов, которые требовалось установить на плату видеокарты и, соответственно, повышало ее конечную стоимость.

В ноябре 1994 года для завоевания бюджетного сегмента рынка 2D-графики компания S3 представила свои первые интегрированные модели новой серии Trio: 32-битная Trio32 и 64-битная Trio64, последняя из которых была добавлена в коллекцию. Их особенностью стал перенос RAMDAC и тактового генератора на один кристалл вместе с графическим ядром, что позволило снизить цены на видеокарты. Так Trio64 предлагалась за $199.

Читать далее

Вдвое чище: Canopus Pure3D BOX

Ранее в коллекцию уже была добавлена, пожалуй, лучшая из модификаций 3dfx Voodoo – Canopus Pure3D, и сегодня компанию ей составила коробочная Retail-версия, привезенная прямиком из Японии.

Эти 3D-ускорители отличались от всех прочих версий Voodoo сразу по нескольким критериям. Главный из них – это наличие 6 МБ памяти вместо стандартных четырех. Во времена, когда 800×600 считалось высоким разрешением, а цена на память занимала львиную долю в стоимости самой видеокарты, такой апгрейд был очень кстати. Также Pure3D может похвастаться возможность одновременного вывода картинки на монитор и ТВ, что не удивительно, учитывая специализацию компании Canopus на производстве различного видеооборудования. Наконец, нельзя не отметить более компактный разъем для объединения ускорителя с мастер-картой и высокое качество изготовления печатной платы.

Pure3D стала для многих геймеров окном в мир 3D-графики, и до сих пор эти карты очень ценятся среди фанатов торговой марки Voodoo.

Читать далее

Первый замедлитель: S3 ViRGE (Diamond)

Сколько бы ни ругали «ускорители» S3 ViRGE, их появление на рынке оказалось знаковым событием для всей индустрии компьютерной графики. Пускай их производительности зачастую не хватало для расчета 3D-графики в играх, но из-за своей невысокой цены они распространились по всем сегментам. В рабочих ПК ViRGE, как и их предшественники Trio, занимались ускорением рабочего стола Windows, а геймерам эти карты полюбились в качестве недорогой пары к появившейся позднее 3dfx Voodoo.

Многие считают ViRGE первой видеокартой, способной обрабатывать 3D-графику. Хотя это не совсем так, но ViRGE действительно стала одной из первых моделей, получивших полный набор технологий, необходимых для полноценного 3D-ускорения (чем не могли похвастаться, например, решения от Matrox).

Из-за высокой интеграции компонентов и простоты конструкции печатной платы, своя модификация ViRGE была, наверное, у каждого производителя видеокарт. Данная модель, попавшая в коллекцию, выпущена компанией Diamond и может похвастаться титулом «Выбор редакции» журнала PC Magazine.

Читать далее

Бесшумный гроза флагманов: ECS 8800 GT

Появление на рынке видеокарт Nvidia серии GeForce 8000 можно смело назвать выдающимся событием для всей индустрии графики. Новинки, построенные на базе унифицированной шейдерной архитектуры, не только демонстрировали невиданный ранее уровень производительности, но также открывали доступ к API DirectX 10 и технологиям ускорения вычислений общего назначения.

Однако флагманские чипы G80 выпускались на старом 90-нм техпроцессе, из-за чего их площадь составляла огромные 484мм2. Это, конечно же, не лучшим образом сказывалось на энергопотреблении и тепловыделении. Производителю пришлось проектировать новую уникальную систему охлаждения, но даже она с трудом справлялась с пылом 8800 GTX. Не удивительно, что Nvidia захотела выпустить доработанную версию G80 на обновленном 65-нм техпроцессе (по аналогии с переходом от G70 к G71). Такой чип не только обеспечил бы лучшие потребительские характеристики, но и снизил бы стоимость производства в пересчете на один кристалл.

Наконец, в конце октября 2007 года, когда в верхнем ценовом сегменте безраздельно царствовала 8800 Ultra, свет увидел первый носитель чипа G92 – GeForce 8800 GT. Помимо сниженного техпроцесса он также получил «классическую» 256-битную шину памяти, поддержку PCI-E 2.0 и иную конфигурацию функциональных блоков. Что же касается шейдерных процессоров, то у новинки их оказалось даже больше чем у 8800 GTS 320/640: 112 против 96 штук.

Читать далее