VSA-100

После релиза Voodoo3, построенной на чипе Avenger, компания 3dfx принялась за работу над созданием его преемника. Новый чип с рабочим названием Napalm должен был стать улучшенной версией Avenger, получив поддержку 32-битного цвета и некоторых современных технологий. Однако появление GeForce 256 спутало карты 3dfx. Изначально Napalm задумывался как конкурент TNT2, так что для противостояния с GeForce 256 ему, очевидно, не хватило бы сил. Тогда 3dfx приняла решение использовать многопроцессорную конфигурацию , примерно так же, как это было сделано во времена Voodoo2. В итоге 15 ноября 1999 3dfx представила архитектуру VSA (Voodoo Scalable Architecture, масштабируемая архитектура Voodoo) и чип VSA-100, который и стал переименованной версией Napalm.

Модельный ряд видеокарт на основе VSA-100 включал четыре продукта:

  • Voodoo4 4500 PCI/AGP с одним чипом VSA-100, 32 МБ памяти и ценой в $179;
  • Voodoo5 5000 PCI с двумя чипами VSA-100, 32 МБ памяти и ценой в $229;
  • Voodoo5 5500 AGP с двумя чипами VSA-100, 64 МБ памяти и ценой в $299;
  • Voodoo5 6000 AGP с четырьмя чипами VSA-100, 128 МБ памяти и ценой в $599.

Однако Voodoo5 5000 так и не была выпущена, поскольку сокращение объема памяти не дало ожидаемой выгоды в снижении себестоимости. Не пошла в серию и модель Voodoo5 6000 из-за обнаружения в ней ошибки, приводящей к порче передающихся по AGP данных и ограничивающей максимальную скорость работы AGP. Как показали исследования, причина крылась в несовместимости с новыми материнскими платами под сокет 423.

Как и ожидалось, VSA-100 наконец-то научился обрабатывать 32-битный цвет в режиме 3D, а также получил поддержку технологии Z-буферизации с глубиной 24 бита при использовании 8-битного буфера шаблонов.

Масштабируемость чипа VSA-100 заключается в поддержке многопроцессорных конфигураций в составе от 2 до 32 штук. Причем 3dfx решила не отказываться от принесшей ей популярность технологии SLI и реализовала возможность параллельной работы VSA-100 с использованием данного метода. Суть работы “оригинального” SLI заключается в следующем: два ГП отвечают за формирование различных строк в одном кадре, из которых затем строится итоговое изображение. Кадровый буфер при этом у всех задействованных процессоров общий (как и в современной технологии Nvidia SLI).

 

Работа чипов VSA-100 в режиме SLI

 

Однако если во времена Voodoo2 для работы SLI необходимо было установить в компьютер два отдельных 3D-ускорителя с интерфейсом PCI и соединить их между собой мостом, то теперь старшие многочиповые Voodoo5 5500 и 6000 использовали интерфейс AGP. Как известно, он на системной плате может присутствовать только в единичном экземпляре, поэтому 3dfx оптимизировала SLI для обеспечения взаимодействия двух и более чипов VSA-100, размещенных на одной печатной плате. Несколько изменился и принцип формирования кадра. Теперь каждый из чипов, работающих в SLI, мог заниматься формированием определенной последовательности от 1 до 128 строк кадра. Кадровый буфер у каждого VSA-100 стал собственным, а общий буфер теперь использовался только для формирования общего кадра и вывода его на экран. Кроме того, максимальное разрешение в режиме SLI выросло до 1600х1200.

Но помимо SLI VSA-100 мог использовать для совместной работы и еще одну технологию – T-Buffer. В этом случае каждый чип полностью самостоятельно обрабатывает один кадр и записывает его в собственный кадровый буфер. После этого T-Buffer совмещает несколько буферов в один общий и выводит результат на экран монитора в виде единого кадра. Очевидно, что в таком режиме страдает производительность, но зато улучшается качество картинки за счет использования полного аппаратного сглаживания сразу всей сцены (FSAA, Full Scene Anti-Aliasing).

С точки зрения реализованных технологий VSA-100 предложил:

  • Однопроходное мультитекстурирование;
  • Однопроходное рельефное текстурирование (Bump-mapping);
  • Однопроходную трилинейную фильтрацию
  • Попиксельный мип-мэппинг и поддержку альфа-смешивания;
  • Поддержку наложения эффекта тумана;
  • Поддержку 8-битных палетизированных текстур;
  • Поддержку обработки последовательностей полигонов;
  • Динамическое текстурирование окружения;
  • Поддержку режимов смешивания стандартов DX6, DX7 и OpenGL 1.2;
  • Поддержку 32-битных текстур с разрешением до 2040х2048 пикселей;
  • AGP-текстурирование;
  • Компрессию текстур по алгоритмам DXTC и FXT1.

Из основных недостатков VSA-100 можно отметить отсутствие поддержки памяти DDR и отсутствие в конструкции чипа геометрического сопроцессора. Из-за этого VSA-100 не получил полной поддержки DirectX 7, однако он сохранил совместимость с фирменным API Glide.

Видеокарты на VSA-100: