GeForce 6600 GT x2 (Gigabyte 3D1) [BOX]

6600gt_3d1-perspective

Двухчиповая видеокарта Gigabyte 3D1 вышла 24 декабря 2004 года и стала первым графическим адаптером, использующим технологию Nvidia SLI. Двухпроцессорные видеокарты существовали и ранее (например, Voodoo 5 5500 или ATI Rage Fury MAXX), тем не менее, 3D1 считается прародителем всех последующих двухчиповых видеокарт от Nvidia. Как раз в это же время компания объявила о возвращении технологии SLI в строй.

 

6600gt_3d1-box

 

Функция SLI (Scan Line Interleave – чередование строчек) предназначена для объединения нескольких видеокарт в один массив. Ее первая ревизия появилась в 90-х годах прошлого века и стала визитной карточкой компании 3dfx. После поглощения 3dfx о технологии на время забыли, но в 2004 году Nvidia представила графические ускорители GeForce 6000, обладающие поддержкой SLI, которая теперь расшифровывалась как Scalable Link Interface (масштабируемый интерфейс связи). Тогда же компания Gigabyte выпустила двухчиповую видеокарту 3D1, которая базировалась на двух процессорах NV43 (GeForce 6600 GT). Каждый чип  функционировал на частоте 450 МГц и включал в себя восемь пиксельных и три вершинных конвейера.

 

6600gt_3d1-pcb

 

6600gt_3d1-top

 

Однако 3D1 обладала одним существенным ограничением. Эта карта предназначалась для работы с материнской платой Gigabyte K8NXP-SLI, поддерживающей процессоры Athlon64 (сокет 939) и оснащенной чипом-коммутатором Nvidia nForce. Дело в том, что на плате 3D1 не было установлено собственного коммутатора, поэтому для связи двух чипов ей обязательно требовался внешний мост. К тому же технология SLI только появилась, а потому реальный прирост от ее использования можно было получить только в весьма ограниченном наборе игр (производительность в играх без поддержки SLI равнялась одиночной 6600 GT).

Изначально 3D1 поставлялась только в комплекте с материнской платой по цене $499 за набор, однако позже Gigabyte выпустила в продажу и коробочные версии GV-3D1. Стоит отметить, что частоты у BOX-версии 3D1 оказались выше, чем у видеокарты из комплекта с материнской платой: 500/560 Мгц по ядру/памяти против 450/500 МГц соответственно.

Основа системы охлаждения – монолитный алюминиевый радиатора, выкрашенный под медь. Посреди ребер сделаны выемки для установки двух вентиляторов, а сверху вся конструкция закрыта декоративным металлическим кожухом с именем производителя. Графические процессоры контактируют с радиатором через странную липкую субстанцию желтого цвета, но микросхемам памяти повезло еще меньше: почему-то из восьми чипов только на одном присутствовала термопрокладка. В процессе разборки и чистки карты штатные термоинтерфейсы были заменены на решения от Arctic.

 

6600gt_3d1-cooling

 

Глядя на дизайн печатной платы, можно заметить, что шина PCI-E x16 поделена между графическими процессорами, так что каждому из них физически выделено по 8 линий. Энергопотребление всей карты составляет порядка 130 Вт, так что для обеспечения дополнительного питания на плате распаян шестиконтактный разъем. Каждый из чипов сообщается с четырьмя микросхемами GDDR3 Samsung K4J55323QF-GC16 по 128-битной шине. Время выборки памяти составляет 1,6нс, что соответствует частоте 600 (1200) МГц, хотя на данной карте она работает с частотой 560 (1120) МГц.

В комплекте с видеокартой поставлялись игры: Joint Operations: Typhoon Rising и Thief: Deadly Shadows, а также ПО Power DVD 6.0.

 

gigabyte_3d1-3dmark2001

gigabyte_3d1-gpuz

 

Характеристики Gigabyte 3D1:

Чип NV43 x2
Техпроцесс 110нм
Шейдерные процессоры 8 пиксельных, 3 вершинных (x2)
Блоки текстурирования (TMU) 8 x2
Блоки растровых операций (ROP) 4 x2
Частота GPU 500 МГц
Частота RAM 560 (1120) МГц GDDR3
Объем памяти 128 МБ x2
Шина памяти 128 бит x2
Интерфейс PCI-E x16 (2 по 8x)
Поддержка API DirectX 9.0c и OpenGL 2.1
Скорость текстурирования 2 Гпикс./сек x2
Скорость обработки геометрии 375 млн. треуг./сек x2