Все краски музыки: Roland MT-32

Во второй половине 80-х годов персональный компьютер IBM PC еще активно боролся с многочисленными конкурентами за доминирующее положение на рынке. И хотя компьютеры на базе процессоров x86 обладали внушительной вычислительной мощью и комплектовались большими объемами памяти, кое в чем они уступали даже старому Commodore 64. Речь, конечно, о возможностях по воспроизведению звука и музыки, ведь подавляющее большинство PC имели лишь стандартную «пищалку», в то время как новомодные звуковые карты, вроде Adlib и Sound Blaster, могли позволить себе лишь геймеры-энтузиасты.

В 1987 году корпорация Roland совершила настоящий переворот в области цифровой музыки для ПК, когда представила относительно доступный, но функциональный многотембровый синтезатор MT-32. Он быстро полюбился как музыкантам-любителям, так и геймерам, поскольку обеспечивал невероятное по меркам того времени качество MIDI-музыки. В дальнейшем именно технологии, примененные в MT-32 и его профессиональных аналогах, легли в основу стандартов обработки MIDI GM и GS.

За $695 покупатель получал опрятную черную коробочку с небольшим дисплеем, набором управляющих клавиш и регулятором громкости. MT-32 обладал библиотекой на 128 синтезированных и 30 ритмичных звуков и поддерживал 32-голосную полифонию. Впрочем, для подключения тоногенератора к ПК пользователю требовалось дополнительно приобрести плату расширения MPU-401 (обработчика MIDI-команд).

По используемому методу синтеза MT-32 кардинально отличался от конкурентов. Если тот же Adlib полагался на частотную модуляцию (FM) на базе синтезатора Yamaha OPL, то Roland разработала для своего устройства уникальный алгоритм Linear Arithmetic, который сочетал использование PCM-сэмплов с классической частотной генерацией.

Разработчики игр быстро нашли применение линейке новых тоногенераторов Roland, что вылилось в появление более чем 400 проектов с поддержкой MT-32.