Торжество трекерной музыки: Gravis UltraSound MAX

Летом 1992 года компания Gravis выпустила свою первую звуковую карту UltraSound Classic, которая предложила пользователям WaveTable-синтез с совершенно отличным звучанием MIDI от привычных на то время синтезаторов Yamaha OPL2 и их аналогов, что и стало основной причиной ее успеха. UltraSound поддерживала загрузку пользовательских банков, что позволяло менять звучание инструментов, поэтому она быстро стала желанным приобретением для композиторов трекерной музыки. Также во многих играх того времени поддержка GUS закладывалась изначально, так что геймеры тоже не оставались обделены качественным звуком.

Логичным шагом со стороны Gravis стал выпуск в начале весны 1994 года обновленной версии, которая отчасти из-за своей длины, а отчасти из-за расширенных возможностей получила название UltraSound MAX.

В дополнение к уже знакомому сэмпловому процессору GF1 модель MAX получила чип Crystal CS4231, выполнявший роль ЦАП и АЦП, а также сразу 3 различных CD-интерфейса. Также до 512 кБ вырос объем набортной оперативной памяти.

В остальном же GUS MAX повторяла идеи, заложенные в модели Classic, но, к сожалению, и перенимала ее недостатки. Из-за отсутствия поддержки PnP инициализировать устройство в системе приходилось вручную, для чего сперва необходимо было выставить правильный адрес на самой плате при помощи джамперов, затем настроить распределение каналов DMA и прерываний IRQ в BIOS, и наконец прописать правильные настройки в файл автозагрузки DOS.

Тем не менее, даже несмотря на проблемы с совместимостью с некоторыми играми и сложности при работе с драйверами и комплектным ПО, UltraSound MAX при своей цене в $249 смогла составить конкуренцию лидеру мультимедийного аудио – компании Creative.