За тремя зайцами: Nvidia NV1

Ныне компания Nvidia является лидером индустрии дискретных видеоадаптеров, однако в 1995 году она была дерзким новичком, выскочившим на рынок, где уже много лет шла конкурентная борьба между ATI, Trident, S3, Matrox и другими производителями видеопроцессоров.

Компания решила всерьез заявить о себе и в качестве первого своего продукта представила не просто 2D-видеочип, а целый мультимедиа-ускоритель, сочетавший в себе 2D- и 3D-процессор, а также звуковой стереокодек и контроллер геймпадов от Sega Saturn. Первый графический процессор Nvidia получил название NV1, а сами мультимедийные карты на его основе стали появляться на рынке с ноября 1995 года. Один из таких продуктов – Diamond EDGE 3D 2120 – младший представитель линейки компании Diamond, сегодня пополнил коллекцию.

Чипы NV1 производились компанией SGS-THOMSON Microelectronics и маркировались как STG2000. С технической точки зрения они были очень продвинутыми и реализовывали уникальный метод обработки 3D-графики на основе квадратичных поверхностей. Более того, Nvidia стала первой компанией, кто реализовал этот метод в железе и применил его на практике.

К сожалению, правила и стандарты тогда диктовала корпорация Microsoft, уже ставшая монополистом на рынке операционных систем для пользовательских IBM-совместимых ПК. Ее новый API DirectX включал в себя механизмы классического полигонального рендеринга, из-за чего более качественный метод квадратичных поверхностей остался за бортом прогресса.

Но это была не единственная проблема NV1. Платы на этом чипе не смогли проявить себя и в 2D, поскольку обладали худшим качеством картинки, чем продукты конкурентов, и при задействовании 2D-ускорения работали медленнее. Звуковой тракт этих мультимедийных устройств тоже не порадовал потребителей. Качество воспроизведения MIDI у них оказалось весьма посредственным, а в середине 90-х именно этот параметр играл решающую роль при выборе звуковой карты.

Что касается джойстиков, то и здесь Nvidia поставила не на ту лошадку. Консоли Sega Saturn провалились в продажах, не сумев составить конкуренцию Sony PlayStation, поэтому поддержка ее джойстиков не могла стимулировать спрос на карты Nvidia.

Несмотря на огромные амбиции и инженерный потенциал, Nvidia не смогла угнаться сразу за тремя зайцами. Разработка чипа NV2 была прекращена, а его место занял NV3 (RIVA128), построенный по классическим канонам того времени.