Долгожданное 3D: Matrox Millennium

Базовые функции 3D-ускорения начали появляться в видеокартах Matrox еще с 1994 года, раньше, чем у основных конкурентов. Однако первым чипом, предложившим более-менее полноценную поддержку 3D, стал IS-STORM. Видеокарты Matrox Millennium на его основе были выпущены в мае 1995 года и дали жизнь одноименной серии.

Storm (он же Matrox 2064W) мог похвастаться поддержкой API Microsoft OpenGL и Intel 3DR, аппаратного текстурирования и затенения по Гуро. Он справлялся с обработкой до 190 тысяч треугольников в секунду, аппаратным ускорением воспроизведения видео и оконного интерфейса Windows. Отличительной особенностью карт Millennium стало использование быстрой памяти типа WRAM (Dual Ported Window RAM), которая при выполнении двойной буферизации и двухцветной блочной записи обеспечивала на 30% большую производительность, чем классическая VRAM.

И все же 3D не было основным фокусом Millennium. Как и его предшественники, этот акселератор выдавал хорошее качество 2D-картинки, а благодаря 220-МГц RAMDAC мог работать с разрешениями вплоть до 1600×1200@256, что в середине 90-х считалось огромным значением.

Не секрет, что высокая стоимость оперативной памяти во многом ограничивала быстрое распространение производительных видеокарт. Для иллюстрации этого факта можно взглянуть на цены Millennium с разными объемами памяти: если версия с 2МБ стоила $339, то за 4МБ просили уже $549, а 8МБ-карта ставила настоящий ценовой антирекорд – $948!

Millennium полюбились в первую очередь фотографам и конструкторам, работающим с CAD-пакетам, но обеспеченные геймеры тоже впоследствии положили глаз на продукцию Matrox. После анонса 3D-ускорителей Voodoo, требовавших для работы 2D-видеокарту, связка Matrox + 3dfx стала довольно популярна за высокое качество выдаваемого изображения.