Выжать максимум из возможного: FX 5950 Ultra

Ранее в коллекции уже обосновалась референсная GeForce FX 5950 Ultra, и вот произошла небольшая замена: модель от BFG уступила место сразу двум аналогичным картам от ASUS (ссылка на индивидуальную страницу не изменилась).

Обе ASUS V9980 Ultra идентичны и выполнены на референсных печатных платах синего цвета с логотипами компании. ASUS не стала устанавливать на них свою фирменную систему охлаждения, а ограничилась штатным охладителем от Nvidia, так что эти карты ничем кроме цвета и идентификатора BIOS не отличаются от оригинальных FX 5950 Ultra от Nvidia.

Модель FX 5950 Ultra, ставшая новым флагманом Nvidia до выхода 6000-й серии GeForce, была представлена в конце октября 2003 года, и должна была составить конкуренцию ATI Radeon 9800 XT в топ-сегменте. В ее основу легло ядро NV38, которое представляло собой разогнанный вариант NV35. Можно сказать, Nvidia в NV38 выжала из архитектуры FX максимум. Частота ядра была повышена до 475 МГц, а памяти до 950 МГц (и это для GDDR первого поколения), а справиться с возросшим тепловыделением новинке помогла новая уникальная система охлаждения, чем-то напоминающая известную FlowFX от 5800 Ultra.

По своей производительности FX 5950 Ultra, оцененная в $499, находилась на уровне Radeon 9800 XT, однако из-за особенностей архитектуры работа с шейдерами версии 2.0 все еще оставалась слабым местом карт серии FX. Дело в том, что при рендеринге объекта без текстур или с одной текстурой в NV38 используется конвейер 8×1 (8 пиксельных процессоров и по 1 TMU на каждый), а в остальных случаях – 4×2 (четыре пиксельных процессора и по два TMU на каждый), и местами это оказывает значительное влияние на результат.

Тем не менее, FX 5950 Ultra, как и две ее предшественницы, обладает яркой индивидуальностью (во многом благодаря необычной системе охлаждения), из-за чего и сегодня является желанным приобретением для любой коллекции.