Живой и объемный звук: SB Live! 5.1

К началу 2000 года интерфейс ISA, чьи позиции в сегменте дискретного аудио долгие годы оставались незыблемы, окончательно сдался под натиском современного и универсального PCI. Однако для обработки звука с высоким качеством и реализации технологий объемного звучания мало было только увеличить пропускную способность интерфейса. Ведущий производитель мультимедийных звуковых карт Creative прекрасно понимал, что эффекты и постобработку следует вычислять на отдельном процессоре, разгрузив от таких непрофильных задач CPU.

Летом 1999 года компания представила такой цифровой сигнальный процессор (DSP), получивший название EMU10K1. Он лег в основу нового поколения звуковых карт Sound Blaster Live! и взял на себя обработку цифрового звука и MIDI. В конце 2000 года Live! получила обновленную версию – Sound Blaster Live! 5.1. Как следует из названия, главным нововведением стала поддержка технологии Dolby Digital 5.1, которая позволила выводить звук на многоканальные акустические системы.

Роль DSP в модели Live! 5.1 исполнял все тот же EMU10K1, который оказался очень мощным процессором, по производительности сопоставимым с первым Intel Pentium. Он позволял выводить и записывать звук с частотой до 48 кГц при 16 битах, умел аппаратно обрабатывать технологии позиционирования EAX и Dolby Digital и имел 64 аппаратных голоса WT MIDI. Впрочем, от встроенной или внешней памяти Creative отказалась, так что банки теперь приходилось хранить в системной оперативной памяти.

Успех Sound Blaster Live! закрепил позиции компании Creative. Через некоторое время звуковые чипы с поддержкой 5.1 производители стали интегрировать на материнские платы, что привело к всплеску популярности многоканальных акустических систем, а разработчики игр в спешном порядке начали добавлять в свои проекты поддержку EAX.

И хотя в начале 2000-х можно было пожаловаться на плохое качество фирменных драйверов, здесь на помощь пришли энтузиасты, выпустившие собственные WDM-драйверы kX, которые сохраняют актуальность до сих пор.